Оригинал взят у
ihistorian в
Кулинарная революция 1936-1941 и конца 1940-х гг.-1950-х гг.В периодической печати сталинской эпохи мне часто попадаются кулинарные рецепты. Долгое время я не обращал на них внимания, считая, что рецепты почти не меняются и никому это интересно не будет. Но со временем понял, что сильно ошибся. Интерес к тем или иным рецептам из тех или иных продуктов - это важная примета времени, необходимое знание для историка повседневности. Поэтому с этого сообщения я ввожу новый тег «историческая кулинария».
Мало кто знает, что до коммунистов народная кулинария была столь же «отсталой», как и остальные стороны народного бытия. Читать кулинарные журналы крестьянки не умели, по ресторациям не хаживали, имели под рукой весьма ограниченный выбор продуктов, были вынуждены экономить, - какая уж тут, простите за выражение, «кулинария»?
Вот отрывок из докторской диссертации крупнейшего современного знатока крестьянской повседневности Центрального Черноземья Владимира Борисовича Безгина: «Состав крестьянской пищи определялся натуральным характером его хозяйства, покупные явства были редкостью. Пища селян отличалась простотой, еще ее называли грубой, так как она минимум времени на приготовление. Огромный объем работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на приготовление разносолов, и обыденная пища была однообразной. Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Вообще, сельские женщины были консервативны в компонентах и приемах приготовления пищи. Отсутствие кулинарных экспериментов являлось одной из черт бытовой традиции. Сельские жители были непритязательны в еде, поэтому все рецепты по ее разнообразию воспринимали как баловство. Интересно в этом отношении свидетельство Хлебниковой, работавшей в середине 20-х гг. XX в. сельским учителем в с.Сурава Тамбовского уезда. Она споминала: «Ели щи из одной капусты и суп из одной картошки. Пироги и блины пекли один-два раза в год по большим праздникам... При этом крестьянки гордились своей бытовой неграмотностью. Предложение добавлять что-то в щи для «скусу» они с презрением отвергали: «Неча! Мои и так жрут, да похваливают. А эдак совсем разбалуешь (Город на Цне. 1997. 9 января)» (Безгин В.Б. Традиции сельской повседневности конца XIX-начала XX веков (на материалах губерний Центрального Черноземья). Докторская дисс. - Москва,2006. С.312-313).
Октябрьская революция имела своим следствием не только промышленную, аграрную, культурную революции, но и революцию в народной кулинарии. Конечно, не сразу, но ко второй половине 1930-х гг. были созданы следующие предпосылки:
1)Освобождение женщины-крестьянки. Колхоз значительно облегчил труд женщины. Если раньше, оставшись одна, женщина тянула в хозяйстве и мужскую лямку вплоть до пахоты, то в колхозе такая необходимость отпала. Уменьшилось во многих хозяйствах количество собственной живности. Колхозные столовые, ясли, школы также сокращали рабочее время и обязанности женщины. Появилось больше свободного времени.
2)Женщина-колхозница стала грамотной, обыденным явлением стали в деревне избы-читальни, подписка на пириодические издания, многие из которых публиковали кулинарные рецепты.
3)Революция ломала традиции и несла свободу творчества - сама идея кулинарного экспериментирования уже не казалась крестьянкам чуждой.
4)Революция подарила крестьянкам право на любовь. Если еще в 1920-е гг. во многих крестьянских и особенно зажиточных семьях девушкам подбирали мужей родители, то в 1930-е гг. это уже стало пережитком. А милого и покормить хочется повкуснее. Тем более … прочность брака уже не всегда гарантировалась венчанием.
5)Во второй половине 1930-х гг. в деревню пришли продукты пищевой промышленности, которые позволили расширить перечень доступных крестьянам продуктов.
6)Развитие общественного питания принесло знакомство с новыми рецептами, новыми способами приготвления пищи.
Конечно, кулинарные традиции во многом остались, конечно, не всегда еще присутствовало достаточное для кулинароного искусства продуктовое изобилие. И тем не менее, лед столетий тронулся, народ потихоньку приобщался к искусству приготовления пищи, к новым рецептам и способам.
Сегодня я публикую три рецепта из журнала «Советская женщина», №5, 1946 г. Журнал издавался меньше года, был расчитан в том числе на иностранного читателя, поэтому редакторы выбрали лучшие и знаковые для иностранцев традиционные русские рецепты праздничных блюд, само существование которых несколько сгладит впечатление от приведнной мной цитаты из Безгина))
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках