Реакция ИРИ на изменение политики Байдена в отношении Йемена

Mar 19, 2021 13:17

4 февраля Байден объявил о прекращении поддержки США наступательных военных операций возглавляемой КСА коалиции в Йемене. Это решение вселило оптимизм в отношении возвращения США к переговорам по СВПД с ИРИ. ИРИ поддержал организованное хуситами наступление на Мариб и активизировал свои дипломатические усилия в Йемене.



Реакция на заявление Байдена о Йемене в Тегеране была неоднозначной. Саид Хатибзаде, официальный представитель МИД ИРИ, заявил, что "прекращение поддержки саудовской коалиции, если не политический маневр, могло бы стать шагом к исправлению прошлых ошибок". Иранские СМИ представили различные точки зрения на прекращение Байденом наступательной поддержки коалиции, возглавляемой КСА. Ссылаясь на йеменского аналитика Талиба аль-Хассани, в статье информационного агентства IRNA от 10 февраля утверждалось, что решение Байдена положило конец "стратегии США по доминированию в Йемене", и отмечалось, что политика США в отношении Йемена займет от трех до пяти месяцев.

Другие оценки были более пессимистичными. В статье Mehr News от 6 февраля утверждалось, что решение Байдена не было мотивировано гуманитарными целями, а вместо этого отражало его желание лишить контрактов производителей оружия, поддерживающих Трампа. В статье от 4 февраля в Mashregh предупреждалось, что изменение политики Байдена в отношении Йемена было просто направлено на расширение влияния США на наследного принца КСА Мухаммеда бин Салмана и что сотрудничество США и КСА, которое активизировало терроризм в регионе, будет продолжаться.

Чтобы извлечь выгоду из изменения политики Байдена в отношении Йемена и увеличить его дипломатические рычаги в будущем, ИРИ поощряет хуситов к активизации наступления в мухафазе Мариб на севере Йемена. Несмотря на то, что им неоднократно не удавалось захватить богатую нефтью мухафазу Мариб с момента начала военной интервенции под руководством КСА в марте 2015 г, хуситы возобновили наступление 8 февраля. Наср ад-Дин Амер, секретарь министерства информации хуситов, назвал битву при Марибе "одним из самых горячих фронтов войны с начала агрессии в Йемене". Хуситы выпустили ракеты по Марибу и критическим целям в КСА, таким как аэропорт Абха, Джидда, Эр-Рияд и, совсем недавно, по Saudi Aramco в Рас-Тануре, а хуситская новостная организация Al-Masirah продолжает сообщать о регулярных авиаударах со стороны возглавляемой КСА коалиции.

Иранские СМИ оказали моральную поддержку кампании хуситов, поскольку Mehr News описали наступление в Марибе как борьбу с саудовскими наемниками и терроризмом такфири и заявили, что КСА заручилась поддержкой Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ), поскольку она теряет свои позиции. IRNA уже подчеркивал предполагаемую поддержку в для саудовской коалиции в Марибе и способствовал утверждению, что КСА помогают террористам из Южного Йемена в Мариб, чтобы предотвратить его освобождение. Из-за этого освещения в СМИ министр информации Йемена Муаммар аль-Эриани, 1 марта пришел к выводу, что ИРИ стоит за хуситской эскалации в Марибе - кто бы сомневался!. Кроме того, использование хуситами ракет большой дальности вызвало новые опасения по поводу поставок оружия ИРИ.

В тандеме с наступлением на Мариб ИРИ расширил свое дипломатическое присутствие в Йемене. Дипломатические амбиции ИРИ проиллюстрировали его назначение Хасана Эйрлу послом в Сане в октябре 2020 г. Это назначение свидетельствует о желании ИРИ узаконить правление хуситов над северным Йеменом, что предоставит ему долгосрочную сферу влияния на границах КСА. Что еще более важно, дипломатическая роль ИРИ в Йемене позволяет ему заручиться признанием великих держав и ООН в качестве конструктивного игрока, который мог бы предоставить ему место за столом в будущих переговорах.

Хотя Тегеран принимал переговоры между хуситами и европейскими державами (Великобританией, Францией, Германией и Италией) в августе 2019 г, ИРИ до недавнего времени рассматривал взаимодействие с РФ как путь к дипломатическому рычагу. Смерть Али Абдуллы Салеха в декабре 2017 г вызвала раскол между РФ и ИРИ по поводу Йемена, поскольку Москва осудила "радикализацию" хуситов после убийства Салеха, а Тегеран приветствовал смерть Салеха как триумф хуситов. Тем не менее взаимодействие между РФ и ИРИ по Йемену возросло после того, как Москва заблокировала в феврале 2018 г резолюцию ООН, осуждающую поставки иранского оружия хуситам. Заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Богданов проводит регулярные встречи с послом ИРИ в РФ Каземом Джалали по поводу йеменского кризиса, поскольку обе страны выступают против военной интервенции под руководством КСА и выдвигают дополнительные предложения по безопасности в Персидском заливе.

Тегеран также расширил свое взаимодействие с ООН по прекращению войны в Йемене. 7 февраля специальный посланник ООН в Йемене Мартин Гриффитс впервые посетил Тегеран в официальном качестве и провел встречи с министром иностранных дел ИРИ Джавадом Зарифом по вопросу прекращения гражданской войны в Йемене. Во время своей поездки Саид Хатибзаде высоко оценил сохраняющуюся актуальность плана ИРИ по установлению мира в Йемене из четырех пунктов, который Зариф представил в ООН в апреле 2015 г. Этот план призывает к прекращению БД в Йемене, немедленной медицинской помощи, в том числе внутри Йемена.

ИРИ также лоббировал в ООН признание правительства хуситов в Йемене. 2 марта постоянный представитель ИРИ при ООН Эсмаил Багаи Хамане призвал прекратить экспорт оружия коалиции, возглавляемой КСА. Кроме того, ИРИ попросил ООН рассмотреть возможность проведения общерегиональных переговоров по прекращению войны в Йемене, которые могут быть смоделированы по его плану коллективной безопасности Ормузской мирной инициативы (НАДЕЖДА/HOPE). ИРИ может увидеть диалог с КСА по Йемену как ворота к дискуссиям по другим разногласиям, таким как Ирак, САР и Ливан, и шаг к более широкой деэскалации напряженности с КСА. Хотя эти грандиозные цели вряд ли получат поддержку, ИРИ надеется, что взаимодействие с ООН поможет ему занять место за столом переговоров о политическом будущем Йемена.

Несмотря на прекращение Байденом поддержки США военной интервенции КСА в Йемен и исключение хуситов из списка "террористов" США, американо-иранский диалог по Йемену не материализовался. Принятое 2 марта решение США применить санкции к двум хуситским чиновникам за ракетные удары по КСА и активизация наступления в Марибе подрывает слабые надежды на то, что сотрудничество по Йемену может помочь возобновить переговоры по СВПД - для журналистов и тупых экспертов. Пока эта ситуация сохраняется, ИРИ будет продолжать синтез жесткой и мягкой силы в Йемене, стремясь перехитрить КСА и ОАЭ для долгосрочного влияния в раздираемой войной стране.
Previous post Next post
Up