Краткий конспект интернет-семинара в рамках Родительского марафона от семейного клуба «Рождество». Авторы семинара: Елена Кравцова- педагог, ведущая студии «Скоро в школу», и Юлия Лаврова - педагог, ведущая студии «Радостный круг» Центра «Рождество».
Полное видео вебинара на канале ПРОродительство Что включает в себя интеллектуальная и психологическая подготовка к школе для детей 5-6 лет?
Чтобы подготовить детей к школе, их нужно обучить знаниям, умениям и навыкам, необходимым для поступления в первый класс, и обратить особенное внимание на подготовку психологическую.
Ведь понятие «готовность к школе» означает не только способность ребенка действовать по заданию, отвечать на поставленный вопрос, соблюдать правила, налаживать отношения сотрудничества с учителями и одноклассниками, но прежде всего желание ребенка учиться.
Возрастные особенности детей 5-6 лет:
· Дошкольник, но все-таки ребенок! Это значит, что в стремлении подготовить ребенка к школе не нужно его чрезмерно нагружать.
· Двух одинаковых детей не бывает. Поэтому не нужно сравнивать ребенка с другими, в том числе и с его братьями-сестрами.
· Родитель не судья, а друг. Во всем. И тем более при подготовке к школе родитель, взаимодействуя с ребенком, не судит его, а сотрудничает с ним. Границы, безусловно, должны быть, но при этом очень важно сохранять дружеские отношения.
Дошкольник:
- Активно познает мир, сам формулирует, создает версии, не останавливаясь. Это помогает ему развиваться. Нужно поддерживать его в познании мира.
- Желает показать себя миру. Даже негативное внимание лучше, чем никакого. Поэтому нужно проявлять достаточно продуктивного внимания.
- Проверяет прочность границ. С трудом сопоставляет свои «Хочу» с желаниями других людей. Поэтому нужно очень ценить, когда он может отказаться от своих требований в чью-то пользу.
- Учится управлять своим поведением. Учиться не значит уметь. Здесь родителям нужно проявлять терпение. Процесс обучения происходит в том числе и в переходе от ролевых игр к играм по правилам.
- Хочет и может многое сделать сам, планирует вслух. Нужно давать возможность делать самому то, что он уже может сам. Поддерживаем, но не делаем вместо ребенка.
- Проявляет устойчивые чувства и отношения (чувство юмора, любопытство и тп). Гордость за свою семью, родных. Иногда нужно помочь, направить в хорошее русло - дружба вместо соперничества.
- Задает неудобные вопросы.
- Хочет внимания значимых взрослых и потому готов включаться в жизнь взрослых. Любит поручения больше, чем игры.
Какими будут идеальные родители дошкольника:
- с уважением относятся к его мыслям и чувствам (творчество и уверенность в себе довольно хрупки, и могут разрушаться от излишне критических или негативных оценок родителей)
- обеспечение возможностей для творчества. А не эксплуатация талантов ребенка для того, чтобы потешить родительскую гордость. Творчество необходимо для роста души, а не для того, чтобы кого-то поразить.
- именно родители формулируют разумные границы и отстаивают их (То, что нельзя, то никогда нельзя, а не иногда немножко можно).
- помогают понять людей, но не общаются за него (Важно обеспечить возможности для общения и поддержать-подсказать в случаях возникновения сложностей).
- постепенно снижают контроль и опеку. Порадоваться с ребенком, если все удается, а если что-то не так, то разобраться на уровне как со взрослыми. Помогать в том, что пока получается не очень.
- признают в нем помощника - стимулируют «взрослость», а не требуют подчинения, подтверждая беспомощность.
В чем заключается готовность к школе?
Каков необходим набор качеств (компетенций):
- Эмоциональная компетенция
- Социальная компетенция
- Моторная компетенция
- Мыслительная, интеллектуальная компетенция.
Эмоциональная готовность к школе:
- способность выдерживать нагрузки (общество незнакомых людей, услышать требование)
- способность понести разочарования (например, если не спросили на уроке, когда хотел)
- уверенность в себе и своих силах
- адекватность в новой ситуации
Социальная готовность:
- умение слушать
- чувствовать себя членом группы
- понимать значение правил и умение соблюдать их
- желание конструктивно решать конфликтные ситуации
Моторная готовность:
- собственная инициатива и активность
- умение воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними
- равновесие, тактильные и кинестетические ощущения
- координация «рука-глаз», ловкость пальцев и рук (Примеры гармоничного движения - танец).
Мыслительная готовность к школе:
- концентрация внимания в течение некоторого времени (индивидуально)
- слуховая и визуальная память
- любознательность и интерес к учению
- логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности.
Можно сказать, что «Готовность к школе - не продукт, полученный на специальных занятиях, а плод жизненного опыта.»
Развитие двигательной сферы влияет на формирование высших психических функций (не только мелкая моторика и пальчиковые игры, но и все движения тела).
Когда ребенок уверен в способностях своего тела, он более уверено себя чувствует и в других областях, это влияет и на концентрацию внимания. Лучше чувствует и соблюдает границы. Это же связано и с проявлением воли, инициативностью, активностью. Все вместе это влияет в свою очередь и на речь, ее развитие.
Итоги:
Подготовка к школе, это не только занятия. Это и деятельность в радости, гармонизация потребностей, мыслей, чувств, развитие умственных сил, дарований, возможностей и связь с реальной жизнью.
Важно также и освоение пространства, равновесие, чувство ритма, координация, выносливость.
Вторая часть семинара была посвящена методу Людмилы Алексеевой - Гармоническая гимнастика. Танец - народная двигательная мудрость, помогающая в том числе и укрепить ребенка перед школой.
Ведущая рассказала о Школах пластического танца, Эвритмии, Ритмике, методике «Музыкальное движение» и других. Мы услышали о том, как строятся занятия по методу Гармонической гимнастики и увидели небольшое выступление-импровизацию детей, занимающихся по этой методике.
Сегодня вы можете посетить следующие семинары:
19 декабря 20:00 ЧТО ЧИТАТЬ НАШИМ ДЕТЯМ В ПРЕДДВЕРИИ РОЖДЕСТВА? НА КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ? Ведущая Екатерина Шкарина
19 декабря 22:00 КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ СТИХИ - АЗБУКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ. Ведущая Анастасия Абрамова
Получите доступ совершенно бесплатно
тут