http://www.proroditelstvo.ru/beremennost/psikhologiya-beremennosti/item/116-pestovanie-mladentsev ПЕСТОВАНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
Беременные мамочки, взволнованные подготовкой к предстоящим родам, часто забывают, что после родов их ждет совершенно новая жизнь - жизнь с маленьким ребенком. И если роды, при всей их важности и значимости, все же длятся чаще всего не больше суток (18-20 часов в среднем), то после родов, как после свадьбы, начинается новый этап в жизни семьи. И чтобы как в сказке «все жили долго и счастливо», к этому этапу тоже стоит заранее подготовиться.
Что приготовить дома для новорожденного, как делать малышу
материнский массаж, как его
купать, одевать,
правильно брать на руки, носить на руках и
в слинге - темы других разделов нашего сайта. В этой статье речь пойдет о более глобальных вещах - о воспитании, общении взрослых с новорожденным младенцем, о народных традициях воспитания и о пестовании.
Воспитание с колыбели
Становление личности, духовных основ происходит в самом раннем возрасте, до трех лет. Это утверждают современные ученые - психологи, педагоги. И даже наши предки успешно использовали принцип «раннего воспитания». Народная традиция придает большое значение общению взрослого с ребенком, начиная уже с первых дней жизни. Такой принцип воспитания обобщен в народной мудрой пословице: «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле».
Поэтому огромную помощь в социализации ребенка, воспитании и раннем развитии может оказать аутентичный, подлинный фольклор, значение которого уже оценили ученые, педагоги, психологи и медики, знакомые с этнопедагогикой.
Напевное народное слово сопровождает все важнейшие события в жизни младенца. Каждый его день и час. Оно звучит в момент засыпания и пробуждения, питания, игры, оно утешает, успокаивает, ласкает малыша. Воспитывает его чувства, пробуждает мысль, помогает развивать физические и духовные способности.
Когда-то основы традиционной народной культуры каждый человек получал в семье «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Традиционное воспитание состояло в целенаправленной передаче культурного (хозяйственного и духовного)опыта от старших к младшим. Это позволяло молодым спокойно и достойно в свое время занять свое место в обществе и полноценно реализовать свои силы. В силу ряда исторических событий преемственность традиционного уклада жизни была прервана, но, благодаря исследователям фольклора, богатства народной педагогики (этнопедагогики) частично возвращаются в современную культуру.
«Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам. Тексты колыбельных рисуют в сознании и подсознании малыша полную картину мира, исчерпывающую, образную, адекватную, которую ребенок в состоянии понимать и проецировать на свою жизнь. Традиционная культура дает нампример первой в жизни младенца образовательной методики. Материнский фольклор - колыбельные песни, пестушки, потешки часто сопровождались телесными играми» (Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых).
«Умел дитя родить - умей и научить», - гласит народная пословица. В период младенчества и раннего детствазакладываются основы характера. Формируется мышление, и отношение к жизни. Именно оно впоследствии нередко помогает человеку выжить, сохранить себя как личность.
Пестовать - значит воспитывать
Приемы ухода за младенцем, материнского массажа, забавы в культурах разных народов довольно схожи. Индивидуальную, национальную окраску народной традиции воспитания детей придает напевное слово. Действие, сопровождаемой словом, несет в себе громадную пробуждающую, преображающую силу. Эта сила поставит беспомощного пока «грудничка» на ноги, пробудит его ум душу, породит в теле желание двигаться гармонично и красиво.
Пестушками называются рифмованные присловья и припевки, сопровождающие гимнастику и массаж. Слово «пестушки» происходит от глагола «пестовать», т.е. смотреть за ребенком, кормить его и развлекать. Но прежде всего это значит - воспитывать, развивать ребенка духовно и физически.
Даже простейший массаж сопровождается яркой, образной приговоркой - пестушкой. Да и само слово - напевное. В напеве - эмоциональный и смысловой ключ к детской песенке. В момент укачивания ребенка именно напев колыбельной, особый тембр голоса и время от времени прерывающие пение мерные покачивания голосом: а-а-а! - являются сигналом ко сну.
Мотив пестушки, напеваемой во время массажа, пробуждает в душе и теле малыша импульс к действию, а плясовая мелодия потешки зовет его к самовыражению в пляске.
«Чудесный дар - народное слово, распетое, окрашенное интонацией. Вместе с игрой оно учит и лечит, влечет к игре ума и безудержному «выплясыванию» силы. Оно дает малышу возможность ощутить себя летящей птицей или всадником, несущимся напролом (пока, правда, на отцовских коленях, а не на коне). Народное слово учит ребенка быть настоящим хозяином родного языка, собственных мыслей и поступков.» (Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей. Народные традиции воспитания детей: Методическое пособие/ Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н. -Ч. 1.- СПб: СПбАППО, 2007.- 108 с.)
Мы - больше, чем Я
Человеку нужно ощущать себя неотъемлемой и необходимой частью сильного «мы». В русской народной традиции это «мы» - прежде всего семья. Для младенца семья - весь его мир. Как часто мы видим, что, играя, дитя прибегает прижаться к матери или отцу, чтобы пополнить свою уверенность в самом себе, удостовериться в родительской помощи и поддержке.
Замечательно, если в семье, где растет маленький, есть бабушки и дедушки, а то и прабабушки и прадедушки. Тогда это семейное «мы» приобретает для него временную глубину. Тонкое чувство родства переживает малыш по отношению к братьям и сестрам: семейный мир раздвигается еще и в ширину. А в центре - сам малыш - тоже важная, необходимая ступенька этой стройной иерархии. Это постоянно подчеркивается в тех, с виду незатейливых песенках и приговорках, что с самого рождения младенца постоянно звучат в устах его родителей и воспитателей.
Вот мама или бабушка разминает, перебирает пальчики ребенка:
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - деда,
Этот пальчик - баба,
А этот - малышка,
Зовут его … Андрюшка!
Как хорошо: пальчики - свои, родные, на своей руке. Ближе некуда. И родные - тоже свои. Каждый на своем месте. И замыкает этот ряд хозяин пальчиков - «малышка».
Так слово, соединяясь приятным движением, ласковым голосом матери, ставит младенца как бы посреди родной семьи: он не один, он - часть дружного, благожелательного «мы».
Важно и то, что ребенок и мама общаются глаза в глаза. Когда во время массажа малыш видит ее губы, то запоминает, как она произносит звуки. Младенец отвечает маме-гулит, подражает ее мимике и пытается подпевать. В это время закладывается основа хорошей будущей речи. Так рождается самое главное - взаимопонимание мамы и ребенка.
Игры и потешки для малышей - продолжение