Как правило, разведывательные операции сводятся к тому, что требуется найти что-то, с чем совершенно не хотелось бы столкнуться солдатам. Вражеские силы, источники химической, бактериологической или даже радиационной опасности - ничего хорошего в ходе разведывательных миссий не найти. А раз так - лучше послать вперед робота. В октябре 2015 года, специалисты из Университета Карнеги-Меллон, США, совместно с авиационным гигантом Sikorsky, провели для ВС США демонстрацию полностью автономного вертолета Black Hawk, который взаимодействовал с автоматизированным наземным устройством. В рамках демонстрации, в кабине вертолета UH-60 все же сидел пилот, а дистанционный контроль над Black Hawk и CMU Land Tamer UGV мог быть установлен в любой момент, однако этого не потребовалось - пара устройств действовала полностью автономно.
Конечно, это не первый случая роботизации управления вертолетом или самолетом - в Афганистане уже использовались беспилотные версии вертолета K-Max, а в 2014 году в небо без участия пилота поднялся
QF-16 - списанный самолет, который после роботизации служит воздушной мишенью.
Интересен, прежде всего, комбинирование действий беспилотника и наземного робота. Это очередной пример того, сколько эффективными могут быть группы различных роботов. Возможно, такой подход станет достойной альтернативой еще не получившим распространения гибридам, вроде американского
Black Knight Transformer.
Click to view
Говоря об автономности дрона и наземного робота, мы имеем в виду не телеуправление! Участие людей сводится лишь к выбору миссии, зоны высадки и маршрута, по которому должен двигаться наземный робот (UGV).
Наземная платформа способна обнаружить и классифицировать многие объекты, может двигаться по пересеченной местности. Беспилотник привозит UGV к точке высадки, снижается и передает на наземную платформу информацию о возможности высадки. Контрольный модуль наземного робота подтверждает контакт с поверхностью, покидает свою “конуру” и сигнализирует вертолету о том, что тот может возвращаться на базу. После этого, робоплатформа приступает к выполнению миссии.
Конечно, можно сказать, что с разведкой до сего дня справлялись и дроны, однако они наделены рядом значительных недостатков. Во-первых, противник, у которого есть ПВО, может сбить БЛА, во вторых, время действия летающих аппаратов, как правило невелико. Наземный робот может мониторить поле боя дольше, однако он лишен мобильности БЛА! К тому же, далеко не во всех случаях машинка смогла бы выдвинуться к линии фронта или за нее самостоятельно. А вот тандем “беспилотник - наземный робот” может справиться практически с любой задачей.
Сегодня перед разработчиками наземных роботов стоит еще одна важная задача - необходимо усовершенствовать алгоритм распознавания типов препятствий. В идеальном случае, машины смогут самостоятельно принимать решение, какие виды преград следует обогнуть, а какие можно разрушить. В случае, если робот взаимодействует с отрядом солдат, у командира должна быть возможность оказывать влияние на степень “агрессивности” машины по отношению к окружающей среде, например, в тех случаях, когда существует риск обнаружения группы.
Скорее всего, пройдет еще не один год, прежде чем дроны начнут сбрасывать на поле боя наземных роботов (если не брать в расчет роботизированные мины). Судя по видео, условия, в которых проводилась демонстрация, были максимально приближены к идеальным, и систему нужно будет еще немало дорабатывать, прежде, чем она будет готова столкнуться с реальным противником.
Источник:
spectrum.ieee.org