Jul 18, 2021 09:17
9.07.2006 Неделя 4-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы сейчас слышали с вами Святое Евангелие, в котором очень ясно для нас объясняется, как, с какими чувствами мы должны молиться Богу, как мы должны обращаться к Богу - так, чтобы не только была молитва наша Богом услышана, ибо Бог слышит все, но так, чтобы то, к чему стремимся мы, и то, о чем мы просим, совершилось бы по воле Божией.
Рассказан был в Святом Евангелии такой пример из жизни Господа Иисуса Христа. К Христу подходит римский военачальник, сотник. Это большой чин, где-то около сотни человек находятся в подчинении у этого военачальника.
Римлян иудеи не любили. Более того: с одной стороны, их боялись, потому что римляне завоевали Иудею, захватили, властвовали над ними, были, если можно так сказать, таким современным языком, оккупантами, чужестранцами, которые пришли в страну Иудейскую и правили там; кроме того, римляне были язычниками, они не знали Истинного Бога и не кланялись Ему, они кланялись идолам. И вот этот человек, который в глазах всех правоверных иудеев - страшный человек, которого надо бояться и уж в любом случае, от которого надо держаться подальше, подходит к Господу Иисусу Христу и просит, чтобы Христос исцелил его болеющего слугу.
Что же Господь? Господь, услышав такую просьбу, тотчас изъявляет готовность прийти в дом к этому сотнику. То есть само по себе небывалое дело: в дом к римлянину, захватчику, прийти Тому, Которого называют Учителем праведности. Но что отвечает этот римский сотник? Он говорит удивительные слова. Он говорит: «Господи! Я ведь недостоин, чтобы Ты даже вошел под кров дома моего».
Смотрите! С одной стороны, этот человек верит, что Господь Иисус Христос может исцелить его слугу, - если б он в это не веровал, он бы не подошел к Христу и не просил бы Его. А с другой стороны, он видит свое собственное недостоинство. Не гордо он взирает на покоренных им иудеев. Не кичиться своей древней языческой верой, но осознает, что он недостоин того, чтобы Господь даже зашел в его дом.
Дорогие братья и сестры! Этот пример приводится в молитвах ко Святому Причащению. Вспомните, там есть такая молитва: «Господи, несмь достоин … да под кров внидеши храма души моея ...» Вот это как раз об этом говорится. То есть с каким чувством мы должны совершать молитву Богу. Не с чувством горделивости и сознания того, что мы такие праведные, в храм Божий ходим, стремимся заповеди исполнять, - но с чувством видения своих собственных недостатков, своей греховности, своего недостоинства.
Вот если б с таким чувством мы бы обращались всегда к Богу - с чувством смирения, осознания своего недостоинства - Господь бы лучше видел наше покаяние. Почему? Смотрите, что дальше объясняет этот сотник. Он говорит: «Я недостоин, чтобы Ты вошел в мой дом. Но я, хотя и небольшой военачальник, но говорю своим подчиненным: «иди», - и он идет, другому говорю: «сделай то-то и то-то», приказываю, - и он делает. И дальше говорит Господу: «Скажи хотя бы одно слово, и исцелится мой слуга».
Смотрите, какая вера у этого человека! Он понимает, что одного слова Божия достаточно, чтобы чудо совершилось. И что Господь на это отвечает? - «Во всем Израиле Я не нашел такой веры». Он ставит в пример правоверным людям, которые хранили закон Божий, которые знали заповеди Божии, стремились к праведности, ставит в пример этого язычника, сотника, говоря, что не нашел Он такой веры, какая была в сердце этого человека.
Вот, дорогие братья и сестры, и нам нужно искать такой веры. Чтобы мы верили слову Божию, верили в Господа Иисуса Христа, знали, что достаточно одного только Его слова - и чудо совершится, ибо словом Своим Господь весь мир создал. Он сказал: «Да будет свет», - и стал свет. Одного слова Божия хватало для сотворения мира, в котором мы с вами живем. А как же мы порой бываем маловерны и малодушны! Нам недостаточно Евангелия, нам недостаточно заповедей Божиих, нам недостаточно церковных молитв; мы ищем каких-то особых чудес, особых свидетельств, с удовольствием слушаем какие-то рассказы, про каких-то особых, потаенных либо старцев тайных, которых никто не знает, либо каких-то чудес, о которых тоже мало кто знает, и думаем, что вот где-то там, за тридевять земель, есть праведность, где-то там можно найти спасение, а сами не понимаем той веры, которая была в сердце этого язычника сотника, который понимал, что он недостоин каких-то знамений или чудес, понимал, что он недостоин, чтобы Господь пришел в его дом, сознавал себя грешным и оскверненным, но веровал, что слово Божие творит чудеса. И тогда Господь говорит: «Иди! Будет тебе по слову твоему». И тотчас, как говорит Святое Евангелие, исцелился его слуга.
Вот, дорогие братья и сестры, и мы, собравшись ныне в храме Божием, обратимся с молитвой к Господу Иисусу Христу, с сознанием своего полного недостоинства, с пониманием своей греховности, обратимся к Нему, чтобы Он исцелил наши больные грехом души, так же как он исцелил слугу этого сотника. И хотя мы недостойны, чтобы Господь вошел под кров души нашей, но «дерзая, припадаем» к Нему и просим Его, чтобы Он никогда не оставлял нас Своею милостью и Своей благодатью, и веруем, что такая наша смиренная молитва, с осознанием наших собственных грехов, будет услышана Господом. Ибо на такую смиренную, не горделивую веру Господь и взирает, и дает нам Свою милость и Свою благодать, и укрепляет, и наставляет нас, и ведет нас по жизни, и дает нам все, что необходимо для нашего спасения.
Восславим же Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего для нашего Спасения и одним только словом Своим исцеляющего души и телеса людей.
Аминь.
недели по Пятидесятнице