Apr 04, 2021 09:12
15.03.2015 Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Божественная Литургия.
Во славу Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня перед нами Крест Христов. Сегодня мы поклоняемся Кресту Спасителя нашего, которые искупил наши грехи. Но удивительные слова мы слышим у Апостола Павла, который, говоря о слове крестном, то есть о проповеди о Кресте - о том, что Иисус Христос умер на кресте ради нас с вами, говорит: «Слово крестное для людей, которые не уверовали в Бога, для язычников, которые живут по своим собственным страстям, (таковыми были тогда греки, эллины), для них - безумие есть» (см. 1Кор. 1, 18).
Что это значит: слово о Кресте - безумие. Для нашего мира, в котором мы сейчас с вами живем, и который вполне можно назвать языческим, потому что главная проповедь светского мира это - живи так, чтобы для тебя все было хорошо. Главный лейтмотив: ты достоин, достоин всего. Ты достоин вкусно, хорошо кушать: если ты плохо кушаешь, значит нужно как можно лучше стараться, добиться этого любыми средствами. Ты достоин хорошо одеваться, носить лучшую одежду, и, если у кого-то она лучше, так надо же уж завидовать, надо тебе тоже достигнуть этого уровня. Ты достоин быть здоровым, должен употреблять лучшие лекарства, все для тебя, ты должен всего добиваться. Что во главе нынешнего мира? - Я. Все для меня. Как это называется на простом человеческом языке? Это называется эгоизм. Как это называется на церковном языке? Это называется гордыня. Я - пуп земли. Кроме меня никого не существует. Нет, существуют другие, если они мне делают хорошо. Я могу и других полюбить, если только конечно и они меня любят. Я могу даже кому-то сделать что-то хорошее, только он мне обязательно мне должен сделать в несколько раз лучшее. А иначе какой смысл? Какой смысл напрягаться? Разве мы с вами не слышим это ежедневно: по телевидению, в интернете, во всех средствах массовой информации?
И вот теперь представьте, что для этого мира вдруг слова, которые только что мы с вами слышали в Евангелии. Что говорит Христос? - «Если кто хочет за мной пойти, пусть отвернется от себя» (см. Мк. 8, 34). Как так от себя? От себя, любимого? Ведь все для меня должно быть, а Христос говорит: «Кто хочет за мной пойти, пусть отвернется от себя». - Безумие?. Несомненно, безумие. Для этого мира, мира безбожного, который не понимает, что все то, к чему он стремится, считает, что он этого достоин, пойдет прахом. Да, конечно, когда труп кладут в гроб, его можно косметикой, которой достоин он, намазать, как следует, но на много ли этого хватит? Что возьмет с собой человек в тот мир? Пищу, которую он ел, одежду, в которую он одевался? Ничего этого не возьмет. А вот злобу, которую он скопил в своем сердце, он возьмет с собой. А вот ненависть к другим он возьмет, зависть возьмет, мерзкие скверные, которые в душе его мечтания, он с собой тоже возьмет, ложь свою он возьмет, лицемерие свое возьмет. Вот это будет богатство для души. Мы сегодня слышали, что об этом Христос говорил: «Что пользы человеку, если он и весь мир приобретет, а душу свою погубит» (Мк. 8, 35). - Какие простые слова! Но мир не слышит. А мы с вами слышим, потому что мы христиане. Значит, мы отвергались от себя и решили пойти за Христом.
Но все-таки, как понять эти слова: «Отвергнись от себя»? Мы с вами созданы по образу и подобию Божию. В нас искра Божия сияет. Наша бессмертная душа - наше величайшее достояние. Мы - богоподобные существа. Это дал нам Бог, это Божье в нас. Недаром в Псалтири говорится о верных сынах: «Вы бози есте» (Пс. 86, 1). Имеется в виду, что все мы, по сути, Богом рождены. Об этом и Апостол Евангелист Иоанн говорит. От чего же мы тогда должны отвергнуться? Да от того, что мы привнесли в то, что создано Богом. Когда мы пребываем в любви, мы в Божием пребываем. Когда мы пребываем в милосердии, мы в Божием пребываем. Когда мы пребываем в сострадании, мы в Божием пребываем. Когда мы радуемся о Господе, мы в Божием пребываем. А отчего же нам отвергаться? От своего. От того, что не Божье. Не Божье - лгать, не Божье - ненависть иметь, не Божье - иметь в душе зависть. Не Божье - жить против заповедей Божиих. Вот это - то, что мы привнесли. Собственно говоря, об этом очень хорошо говорится в самом начале Библии. Когда дьявол искушал человека, он предложил жить не в воле Божией, а в своей воле, и сказал: «Вы будете как Боги» (Быт.3, 5). И человек поверил в это. И оторвался от Бога. И вот, он привнёс в этот мир то, что не Божье. Бог не создавал греха, Бог не создавал болезни и смерти. Грех и смерть - это то, что мы привнесли, люди, в этот мир. Вот от чего нам нужно отвергнуться: от своих грехов.
Вот к чему призывает нас Господь. Увы, мир это не слышит, Он слышит, что дьявол им говорит: «Вы боги». Но только не те боги, которыми мы с вами являемся, имея богоподобную душу. А те «боги», которые себя возомнили таковыми и были низвергнуты Богом с неба и сейчас являются злыми духами, которые пытаются противопоставить себя Богу и создают иную религия - не поклонения Богу, а поклонения своему эгоизму, своему самолюбию, своим страстям, своим грехам, своим порокам.
Вот об этом мы и слышим со всех сторон, об этом переживаем и вольно или невольно соблазняемся. Но фраза Христа: «Кто хочет последовать за мной, пусть отвергнется от себя» - это только половина. А дальше Он говорит: «Возьмет крест свой и идет за мной». Что это такое - «возьмет крест свой»?. Значит мало от себя отвергнуться. Значит нам мало от себя отвергнуться, еще нужно взять какой-то крест, что это за крест? Жизненный крест - это то, что Промыслом Божиим дается каждому человеку. Антицерковная, антихристианская пропаганда говорит: посмотрите, как их унижают. Их учат покорности, что бы ни случилось. Они должны все это покорно воспринимать. Нет, не покорности учит нас Господь, учит нас делать осознанный выбор, с кем мы: с Ним или без Него. Он призывает нас за Собой идти: «возьмет крест свой и за Мной идёт». Что, разве не в силах Божиих было схватить нас и потащить по этой жизни? - Только где бы тогда было человеческое достоинство, и наше богоподобие? Господь относится к нам практически как к равным, предлагая нам лично сделать выбор и идти за Ним. Значит, когда мы воспринимаем свой жизненный крест со смирением, понимая, что это Промысл Божий о нас, и избираем добро, и избегаем зла - это мы несем свой жизненный Крест.
Самый яркий пример мы находим о жизненном Кресте в Евангелии, повествующем о распятии Господа Иисуса Христа, когда с ним были распяты два разбойника: один с правой стороны, другой - с левой. Они мучились так же, как мучился Иисус Христос. Телесно - физически - Христос в миллионы, даже не знаю, в бесконечное количество раз, мучился сильнее их, потому что все грехи в этот момент были на Нем. Они об этом, конечно, не знали. И вот они умирают на крестах: один справа от Спасителя мира, другой слева. И вот один, мучаясь от своего креста, кричит то же, что кричат Иисусу Христу Его распинатели: «Если Ты Сын Божий, сойди с Креста! Спаси Себя и спаси нас!» (Лк. 23, 39) - и повторяет богохульства, которые повторяли люди, собравшиеся рядом с Крестом. А другой вдруг осознает, вдруг понимает смысл всего происходящего, и унимает его, и говорит: «Разве ты не боишься Бога? Мы ведь по справедливости здесь мучаемся и умираем, а Он (указывая на Христа, говоря о Христе) ни единого зла не сотворил». И обращаясь к нему, этот разбойник говорит: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». И Христос отвечает Ему: «Истинно тебе говорю, сегодня будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 39-43).
Вот выбор жизненного креста, сознательный. Человек понимает: да, он страдает, он страдает даже справедливо по своим собственным грехам. А сколько раз мы в безумии из-за какой-нибудь болячки или еще чего говорили: «Ой, Господи. Да за что это нам такое? Да почему это нам такое? Да чего ты нас наказываешь?» - Наказываешь! А ведь наказание было бы для нас, за наши грехи, такое, что ни один из нас не выдержал бы этого. Но Господь избавил нас от вечных мук. И от страшного наказания. И на Кресте Своем искупил нас от клятвы законной. И мы не получим наказание, которое должы были бы получить за наши грехи. А по милости Господа Иисуса Христа, получим спасение. Только это спасение для нас открывает Крест Христов. И если мы желаем получить это спасение, нужно услышать нам слова Господа Иисуса Христа: «Аще кто хочет последовать по Мне, пусть отвержется от себя, возьмет крест свой и идет за Мной».
Аминь.
великий пост,
Крест