Mar 20, 2021 16:54
19.03.2016. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Всенощное бдение.
Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!
Сегодня Святая Церковь предлагает наше внутреннее духовное внимание обратить на учение Святой Церкви Православной в отношении к святым иконам, поэтому сегодня посреди храма мы видим отдельно икону Спасителя и Божией Матери, которая нам с вами напоминает о догмате иконопочитания, это вероучительная истина, одна из важнейших в том Священном Предании, которое до нас с вами донесла Святая Церковь. Многие, кто не являются членами Святой Церкви Православной, но называют себя сами христианами, не понимают и даже борются против святых икон, это, так называемые, сектанты, которых много, баптисты, пятидесятники, иеговисты и другие, но мы, православные люди, должны твердо знать, почему мы почитаем святые иконы и в чем глубочайший смысл этого, и почему это так важно.
Важно это для нас вот по какой причине. Бог, невидимый и непостижимый, желает нас с вами спасти, Сам приходит в мир и становится человеком. Господь наш Иисус Христос - истинный Бог и истинный человек, и вот это величайшее чудо, которое спасает всех нас, как совместилось несовместимое бесконечное божество, непостижимое человеческим разумом и человеческое естество. Христос жил среди людей, ходил, разговаривал, учил, сидел с ними за одним столом, то есть, Он был такой же человек, как и мы, только кроме греха.
А что же такое икона? Икона - это священное изображение. А кого она изображает? Невидимого и непостижимого Бога, конечно, невозможно изобразить. Именно поэтому через пророка Моисея в Ветхом Завете Бог запретил делать какие-нибудь изображения и кланяться, и служить им, потому что это были идольские изображения ложных богов, фактически бесов, вот им то пророк Моисей по повелению Божию и запретил кланяться.
Так что те, которые говорят нам: «Посмотрите, что написано в Библии», немного неграмотные, не к тому относят эту заповедь, а что происходит дальше? Если Бог становится человеком, богочеловеком, и ходит, и разговаривает. С Него портрет можно писать? Можно. И вот мы имеем нерукотворный образ. Когда один художник пытался изобразить Иисуса Христа, у него ничего не получалось, а его послал начальник, потому что он болел, и ему сказали, что если только он увидит изображение Иисуса Христа, то исцелится, он посылает художника, тот не может нарисовать, все время с Иисусом Христом люди, не станет же Христос сидеть и позировать ему, и тогда Господь видит, что человек старается, но ничего не выходит, подходит к нему, берет этот холст, прикладывает к Своему лицу и на нем остается отпечаток - это первая икона, та, которую мы называем Нерукотворный Образ Христа Спасителя. Нерукотворный, потому что не художник его написал, а чудом божиим отпечатался лик Христов, но если бы, в то время была фотография, можно было бы Христа фотографировать? Конечно, но и что бы мы потом с этой фотографией сделали? Вот что мы делаем с фото своих родных и близких? Порой, дома на почетном месте их
помещаем, смотрим на них, обращаемся к ним, особенно, когда в разлуке, мать к своим детям, перелистываем альбомы, вспоминаем, а что же если изображение Самого Господа? Мы что, его выкинем, порвем или куда-нибудь забросим? Ведь все, что связано с Христом для нас свято. Само Святое Евангелие, вот если сказать тому же баптисту или пятидесятнику, который не поклоняется иконам, а вот ты Евангелие чтишь, он скажет, чту, а вот давай вот сейчас возьмем порвем и выкинем, это же бумага, он скажет, нельзя, это Слово Божие, правильно, но дело в том, что икона - это тоже такое же Евангелие, только в красках, ведь смотрите, священные изображения, они же изображают все, что написано в Евангелии, но интересное дело, это мы с вами пишем буквами, а японцами пишут иероглифами и у них каждый иероглиф - это слово, иногда рисунок - целое предложение изображается, так что неважно, каким образом передать сам смысл, а вот, например, в компьютерах, там свой язык, 0 или 1, и это тоже все передает. Одно Евангелие можно и через компьютер прочитать, можно его и в книге прочитать, а можно его увидеть в изображениях, это будет все тоже самое благовестие о Спасителе мира и Господе нашем Иисусе Христе. Почему? Потому то Христос воплотился и стал человеком, значит, Он доступен нашему человеческому восприятию. Раньше, пока Христос не воплотился, Бога можно было бы только бояться, Его видеть невозможно было, никто не видел Бога. Апостол евангелист Иоанн Богослов так и говорит: «Бога не видел никто, нигде, никогда», Моисей Славу Его издалека только видел, по его глубочайшей просьбе, Самого Бога видеть невозможно, а вот Христос, когда воплотился, то стало возможно видеть Бога, потому что Иисус Христос - истинный Бог и истинный человек, значит, когда мы почитаем икону, мы в первую очередь прославляем Христа, который воплотился и стал человеком, вот это очень важно для нас понять, ну и конечно же иконы являются окном в духовный мир, они помогают нам сосредоточится в молитве, взирая на нее, мы видим мир невидимый, духовный.
Постановление об иконопочитании, которое было принято на Седьмом Вселенском Соборе говорит очень ясно, мы поклоняемся не дереву, не краскам, не стеклу, не камням, мы покланяемся образу и наше поклонение образу переходит на первообраз, следовательно, когда мы поклоняемся иконе Спасителя, мы поклоняемся Самому Иисусу Христу, Божией Матери - мы поклоняемся Божией Матери, святых - молимся святому, но тогда нужно сказать, а как же так, почему мы тогда целуем икону? Ну давайте на них смотреть издалека и назидаться, почему мы целуем иконы? Мы, правда, и Евангелие тоже целуем, и правильно делаем. Почему?
А давайте вспомним рассказ, можно и много других вспомнить из Святого Евангелия, когда Иисус Христос шел в толпе, пробирался, шел исцелить больного, а одна женщина, тоже больная, она про себя сказала, мол, если только прикоснусь хоть к краю Его одежды, и тотчас исцелюсь, и прикоснулась к краю, и как только прикоснулась - тотчас исцелилась. Что, ей недостаточно было издалека посмотреть? Но она подошла и прикоснулась, это действие ее любви и ее веры, и через него она получила исцеление, что, ее Иисус Христос отругал, сказал, зачем это ты пришла и прикасаешься, ничего подобного Он наоборот всех остановил и обратил внимание, и говорит: «О, женщина, велика вера твоя», он ее похвалил и поставил всем нам в пример, вот и мы так, когда кланяемся иконам, целуем иконы, это мы как будто к краю ризы прикасаемся Господа Иисуса Христа, и если у нас вера есть настоящая, то по вере нашей будет нам, и мы получим то, чего просим, конечно же, если не от веры, то пользы мало будет, потому что рядом с Христом тогда тоже многие шли, толкали Его и прикасались, но ничего не получили, а она получила, потому что имела веру.
Итак, поклоняясь и целуя, и почитая святые иконы, мы почитаем Самого Господа Иисуса Христа, Его Пречистую Матерь и тех святых, которые изображены на святых иконах, сие наше твердое верование, это часть нашей святой веры православной, неотделимая, которую, дорогие братья и сестры, давайте твердо хранить, иметь иконы в своих домах, благоговейно относиться, нельзя вот так, вот, чтобы икона была среди каких-то вещей, вот поставят в комод, там и бутылка, чашка чая, коробка, рюмка и среди них иконочка, нет, икона должна быть отдельно, для того, чтобы ее почитать, перед ней молиться, это окно в мир духовный. И почитая, и прославляя икону, и поклоняясь ей, мы покланяемся первообразу, да поможет нам Господь хранить святую веру православную. Аминь!
великий пост