(no subject)

Dec 20, 2020 09:07

23.12.2012. Неделя 29-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Какой главный и отличительный признак верующего человека? В чем смысл того, что человек имеет веру в Бога? Как это в жизни человека проявляется?
В первую очередь и самое главное, чем верующий человек отличается от неверующего, это то, что верующий человек молится. Молитва - вот основное, что является признаком веры в человеке. А что такое молитва? Молитва - это обращение человека к Богу. Молитва - это общение человека с Богом. Молитва - это разговор человеческой души с Богом. Молитва - это потребность верующего человека, так же, как потребность для тела - дыхание. Если человек не будет дышать, не будет у него воздуха, он задохнется и умрет, так и для души человеческой потребностью является молитва, и если этой молитвы нет, то человеческая душа умирает, наступает духовная смерть. И тогда человек телом живой, а душой мертвый. Это очень страшно. Потому что именно тогда таковой духовный мертвец рождает вокруг себя зло. Ибо так же, как разлагается мертвое тело и вокруг себя распространяет зловоние, так мертвая душа распространяет вокруг себя грех и беззаконие.
Но что такое это - молитва? В чем ее смысл? В чем ее главная суть? О чем мы можем говорить с Богом? Иногда кажется многим, да и нам в том числе, что молитва - это когда мы у Бога чего-нибудь просим. Как будто Бог вперед еще нас не знает, что нам на самом деле нужно. Иногда мы в своем неразумии просим себе того, что нам совсем не нужно - ни для нашей души, ни для нашего спасения. Неужели всеведущий Господь не знает, что необходимо нам для нашего спасения? Конечно, знает. Но, тем не менее, наша просительная молитва является свидетельством того, что мы доверяем Богу, и обращаемся к Нему, и понимаем, что мы без Него ничего не можем сделать. Ведь все, что есть в этом мире, создано Богом. Человек зло только создавал в этом мире. Все доброе, что есть в этом мире, произошло от Господа. И более того, сам человек есть образ и подобие Божие. И жизнь человека - это дар Божий нам. Мы с вами эту жизнь имеем не потому, что мы ее заслужили, мы родились в этот мир не потому, что это наша какая-то воля, - нет, нам эта жизнь дана как дар. И дарования, таланты каждому из нас даны. Весь вопрос только в том, как мы их употребляем.
Итак, конечно же, когда мы просим что-либо себе у Бога, это молитва, привычная для нас. Мы просим себе здоровья, мы просим успеха в наших делах, мы просим благословения на наши семьи, мы просим у Бога мира, мы просим у Бога, чтобы нам научиться творить Его заповеди. Это все правильные, и нужные, и необходимые молитвы. В конце концов, ребенок тоже приходит к родителям и просит у них то одного, то другого, а родители смотрят: что нужно ему, а что, может быть, и вредно, - и что-то ему дают и разрешают, а что-то, может быть, и не дают. Так и мы обращаемся к Богу как к Отцу нашему и просим у Него.
Конечно, одно дело, когда мы просим благ материальных или физического здоровья - да, это важно. Но есть еще и другая молитва: когда мы просим того, что относится к нашей душе. И чаще всего мы эту молитву в храме произносим. Она очень короткая; мы обращаемся к Богу и говорим: «Господи, помилуй!» Мы просим у Господа милости, потому что сознаем свои грехи, и просим, чтобы Он простил нам наши грехи. И если опять провести аналогию с детьми - так бывает, когда ребенок набезобразничал, а потом идет, плачет, просит у родителей прощения, говорит: «Я больше не буду, я исправлюсь». Они ему прощают. Мы все с вами дети Божии. И, когда грешим, огорчаем Бога. И вот мы и просим у Него прощения за наши грехи. И эта молитва - она выше той, в которой мы просим чего-нибудь для себя: здоровья себе или успеха. Молитва о прощении грехов - она уже выше. Почему? Да потому, что мы здесь обращаемся уже к своей душе и понимаем, что если душа наша будет очищена от грехов, то и жизнь наша будет благословенна Богом. И мы понимаем, что тело рано или поздно в землю уйдет, а душа наша предназначена для вечности. Поэтому, кто молится о прощении своих грехов, тот уже более понимает суть самой молитвы, ее смысл, и тот человек, который молится о прощении своих грехов, уже укоренился в вере, это уже действительно верующий человек. Потому что человек иногда под влиянием внешних каких-то событий может прийти в церковь: вот, у него заболел ребенок, он приходит, вот, кому куда свечку поставить, какой иконе, какой молебен заказать? Все! Казалось бы - да, верующий человек. Проходит время, ребенок выздоровел - все забыто. Дорога в храм забыта до следующего раза, пока опять какая-то беда не случится. Это еще только начало веры, это человек только еще издалека видит, какая она бывает, молитва. И очень печально бывает, когда человек в молитве своей получает то, чего просит, а потом забывает о Боге. Такая неблагодарность губительна для самого человека, потому что неблагодарность - одно из худших свойств, которые может человек в своей жизни проявить.
То же самое и с духовной молитвой. Мы просим о прощении своих грехов, и Господь нам прощает. Прощает в Таинстве Покаяния, очищает нашу душу. А мы потом снова грешим. И проявляем тем самым неблагодарность к Богу. Ведь Господь не просто так отпускает нам наши грехи. Не думайте, что это просто! Не думайте, что это легко для Самого Господа Иисуса Христа. Ведь для того, чтобы наши грехи были прощены, Господь Иисус Христос восшел на Крест, и на Кресте страдал и умирал, и все грехи мира, и наши с вами, были в тот момент на Нем. Вот какой ценой искуплены наши грехи и прощены нам наши грехи. И когда мы легко относимся к грехам, легко согрешаем, легко отступаем от Божиих заповедей, сколь неблагодарны мы бываем! Похоже, как те люди, которые стояли рядом с Крестом и смеялись над Христом страдающим. Вот таковыми и мы бываем, когда легко согрешаем, не понимая, что творим.
Но есть еще и другой род молитвы - самый важный, самый главный, самый лучший, самый великий. Это не тогда, когда человек чего-то для себя просит - материального ли, духовного, - тогда, когда человек благодарит Бога и славит Бога. Ему ничего не надо. Он находит радость в том, что он хвалит Бога, в этом его счастье. Вот высший род молитвы. Так Ангелы молятся непрестанно, прославляя Господа, находясь с Ним в единении. Ангелы так молятся. И мы можем так молиться. И нам Господь дает эту возможность быть благодарными Ему. Высший род любви не тот, когда один человек другому говорит: «Дай мне то да дай мне это. Ах, ты мне не дал? Я тебя, значит, и не люблю». Высший род любви - когда человеку радостно быть с тем человеком, которого он любит, когда счастье - созерцать того, кого ты любишь, счастье - общаться, счастье - разговаривать с ним. Вот он, высший род любви. Но Бог и есть любовь. И наша человеческая любовь - это отражение Божией любви. И высший род молитвы - это благодарственная молитва, когда мы славословим и благодарим Господа Бога за все то, что Он даровал нам, и в этом находим великое утешение и счастье. У святых, которые своей жизнью сподоблялись этого дара молитвы, их лицо, как солнце, сияло от радости, потому что Бог был в их сердце, и они были с Богом.
Конечно, к этому высшему роду молитвы мы еще не все подготовлены. Но Церковь постоянно предлагает нам, чтобы мы научились этому высшему роду молитвы. И вот сейчас мы с вами совершаем службу - Божественную литургию. Она по-гречески еще называется Евхаристия, то есть «Благодарение». Собравшись вместе, несмотря на то, что мы упоминаем и о своих нуждах и молимся и за своих родных и близких, и за себя самих, но главный смысл этой службы - это благодарение Господу. Услышите возглас священника и вспомните его - когда священник возглашает: «Благодарим Господа!» Вот наивысший момент! И тогда совершается чудо: Дух Святой нисходит на хлеб и вино, прелагая их в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христовы, для того чтобы мы соединились с Господом, и чтобы Господь был с нами, а мы с Ним.
Вот что такое благодарение Богу. Благодарение Богу в молитве есть высокая добродетель, к которой нам надо стремиться. И сейчас только что мы с вами слышали Евангелие, в котором Сам Господь Иисус Христос наглядно показывает, как важно быть благодарным Богу.
Мы слышали это повествование. Иисус Христос встретил десять прокаженных людей. Проказа - страшнейшая болезнь, жуткая, когда человек заживо гниет. Прокаженные стали издалека кричать: «Иисус, Наставник, помилуй нас!» (см. Лк. 17, 11-13)
Он слышит их молитву и говорит: «Идите, покажитесь священнику». Через это слово Он их исцеляет. Потому что священник в Ветхом завете определял, какому человеку жить в обществе, а какого изгнать. С проказой не знали, как бороться, как ее лечить, и до сих пор толком не знают. Поэтому был один метод: не пускать прокаженных жить ни в город, никуда. Каждый, кто увидит прокаженного, имел право бросить в него камень, чтобы он не приблизился к человеческому обществу. Христос говорит: «Идите, покажитесь священнику», - и чудо! Пока они шли, они очистились. И только один из десяти вернулся и стал благодарить Господа Иисуса Христа (см. Лк. 17, 14-16).
Вдумайтесь, братья и сестры, какой ужас. Один из десяти! Десять очистились от страшнейшей, жуткой болезни - и только один нашел в себе силы вознести славу Богу.
Иисус Христос, увидев его, говорит ему: «Вера твоя спасла тебя» (см. Лк. 17, 19). А вместе с ним Он говорит это и нам. Другим Он сделал упрек: «Не десять ли очистились? Где девять?» (см. Лк. 17, 17) Дорогие братья и сестры, это упрек и нашим душам, когда мы с вами бываем неблагодарны к Богу, не благодарим Его. И не будет нам пользы ни от каких благодеяний Божиих, которые мы от Него получаем: ни от здоровья, ни от крепости, ни от жизненных успехов, - не будет нам пользы, если мы не будем возносить славу Богу. Не будет нам пользы, если мы будем пользоваться дарами Божиими, а не возносить Ему славу. Смотрите - что сказал Иисус Христос этому человеку, который возвратился? Это был самарянин, он возвратился и стал хвалить Бога. «Вера твоя спасла тебя». Значит, других это внешнее исцеление не спасло. И то, что они исцелились от страшной болезни, никакой пользы для их душ не принесло. А для этого человека принесло. Почему? Потому, что он вознес славу Богу.
Вот, дорогие братья и сестры, будем и мы благодарить Господа нашего за все Его благодеяния, которые Он дает нам. Будем славить и хвалить Его во веки веков. Аминь.

недели по Пятидесятнице

Previous post Next post
Up