(no subject)

Apr 26, 2019 07:44

(24.04.2008 Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Слово Божие раскрывает перед нами картину последних часов земной жизни Богочеловека Спасителя Господа нашего Иисуса Христа. Господь говорит Своим ученикам о том, что Он пришел, для того чтобы дать им новую заповедь, и многократно объясняет им величайшее значение этой заповеди (Ин. 13, 34-17, 26). «Заповедь новую даю вам, - говорит Спаситель, - да любите друг друга» (Ин. 13, 34). Он предупреждает, что мир, живущий по другим законам, будет ненавидеть тех, кто имеет любовь между собою (Ин. 15, 17-16, 2). Он объясняет Своим ученикам, а вместе с ними, конечно же, и нам с вами, что сама сущность Божества - это и есть любовь. Он объясняет, что Он и Отец - это одно, и кто видел Его, видел и Отца. Это очень важное духовное объяснение, потому что Бога не видел никто нигде никогда. Суть Божества невозможно увидеть своими глазами. Суть Божества невозможно понять своим разумом. Но Бог воплотился в человека и стал Богочеловеком, для того чтобы мы через Иисуса Христа познали Бога.
Любовь Божия к человеку безмерна. И она заключается в том, что, все то, что принадлежит другому, составляет предмет чувств, мыслей того, кто любит его. То есть если Бог любит нас, - а Он нас любит, - то Он воспринимает наше - все, что есть в каждом из нас, - как Свое. Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, говорит о спасительности любви и о том, что тот человек, который пребывает в любви, пребывает в Боге (Ин. 14, 20-21, 23; 15, 10-12). И, более того, Он дает признак истинного христианина, последователя Своего: «По тому узнают вас, - говорит Спаситель, - что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).
Вот эти слова, объясняющие и главную заповедь Христову, и главный признак христианина, к сожалению, нас, сейчас стоящих у Креста Христова, обличают. Потому что этого главного признака - любви подлинной христианской между собою мы с вами так и не научились иметь. Это беда наша, это скорбь наша. Какие же мы ученики Христовы и как можно нас определить, если единственной заповеди, которую оставил нам Спаситель, - любви к Богу и людям мы с вами не имеем?
Да, конечно, кто-то может сказать: «Ну, как же так, имею я любовь! Люблю своего мужа или жену, люблю своего отца или мать, люблю своих детей». Господь однажды сказал: «Что пользы человеку, если он любит любящих его? И язычники так же делают. А вы любите ненавидящих вас» (см. Мф. 5, 43-47). И стоит эту мерку приложить к себе, как сразу мы видим, что наше личное христианское исповедание слишком далеко от того, что заповедал нам Христос. Нам многое кажется важным в этой жизни, о многом мы сожалеем. Каждый может свою жизнь проанализировать и вспомнить: когда последний раз и о чем ты жалел? О чем сокрушался, что тебе не нравилось в твоей жизни? И начинается: оказывается, одному не нравится, как к нему отнеслись на работе, другому не нравится, что у него плохое здоровье, третьему не нравится, что у него дети себя плохо ведут, четвертому не нравится то жилище, в котором он живет. У каждого находится какой-то предмет недовольства, но никто сам о себе почему-то не думает и сам на себя не негодует, почему нет в сердце любви к ближним. А кто такие ближние? Ближние - это не только родственники и не только те, которые тебя любят. Ближние - это все те люди, с которыми нас так или иначе соединяет жизнь.
Так что же нам делать, если мы, внимательно глядя в свое сердце и слушая свою совесть, осознаем себя, что мы плохие христиане? Что делать? Неужели мы с вами не ученики Христовы? Неужели зря мы молимся, зря постимся, зря в храм ходим? Неужели одно это слово Христа о том признаке, по которому можно узнать христианина, нас от Божией благости совсем отревает?
Только что мы слышали 7-е Страстное Евангелие от Матфея. И в нем повествуется о том, как, умирая на Кресте, Господь воскликнул: «Боже, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). Что значат эти слова?
Иисус Христос пришел в мир, чтобы нас спасти - таких, как мы есть. А мы с вами уже видим, что мы даже подлинными христианами не являемся. То есть когда мы грешим, когда мы не соблюдаем заповедей Божиих, в этот момент мы отворачиваемся от Бога. И, собственно говоря, грех - это есть противление воле Божией. И высшая степень греха - это стремление к тому, чтобы Бог никакого отношения к тебе не имел. Собственно говоря, диавол этим и занимался всю человеческую историю, начиная от Адама. Он желает, чтобы мы ничего не знали о Боге, не хотели знать и не были с Ним. А грех в своей сути - это есть богооставленность. И вот Господь Иисус Христос, на Кресте умирая, берет на Себя наши с вами грехи - и ужас наполняет Его человеческое существо, ибо Он истинный Бог и истинный человек, - ужас богооставленности. Потому что полнота греха - это богооставленность.
Но ведь для того Господь и умирает на Кресте, чтобы эту богооставленность снять с наших плеч. Для того Он восходит на Крест, чтобы нас с вами избавить от этой богооставленности. Он к нам, уже отвернувшимся от Бога, и не соблюдающим Его заповедей, и не умеющим любить, и жить благочестиво, - Он к нам приходит, к нашим грехам, и берет их на Себя, чтобы мы с вами не погибли.
Вот в чем смысл Креста. Вот в чем смысл нашей надежды. Вот в чем значение нашей веры в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Да, мы плохие Его ученики. Да, мы согрешаем. Но мы и каемся перед Богом, и просим у Него милости и прощения, и, главное, мы знаем, что Он пришел к нам по любви Своей. Мы не умеем любить, а Он есть любовь. Мы отворачиваемся и думаем, что Он нас оставит, но Он не оставляет нас, сходя даже до ада наших беззаконий, чтобы взять их на Себя, чтобы язвы наших грехов на Себя взять, Самому умереть, а нас с вами спасти.
Крест Христов - это любовь Божия к каждому из нас. Ныне мы предстоим Кресту Христову. Ныне мы душой своей приникаем к святым словам Священного Писания, раскрывающим для нас значение спасения, совершенного нашим Господом. Будем кланяться Страстям Господним - душою своею и жизнию своею, всегда в сердце своем будем носить Крест Христов.
Поклоняемся Страстем Твоим, Христе, и Святое Воскресение Твое славим! Аминь

страстная седмица, великий пост

Previous post Next post
Up