Mar 03, 2019 09:18
23.02.2014 Неделя о Страшном Суде (Мясопустная). Божественная Литургия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшний воскресный день, за неделю до начала Великого поста, именуется в Церкви Неделей о Страшном суде. Это связано с тем Евангелием, которое только что мы с вами слышали. И Страшным судом в данном случае Святая Церковь именует момент пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа, когда каждый человек даст перед лицом Божиим ответ за свою жизнь.
Встает вопрос: почему этот суд называется Страшным? Ведь мы все время слышим о том, что Господь Иисус Христос есть воплощенная любовь. Мы слышим, что ради любви Он пришел в этот мир. Мы знаем, что ради любви к человеку Он взошел на крест, и взял на Себя грехи мира, и умер, и воскрес, для того чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имели бы жизнь вечную. Как же любвеобильный Господь, Его пришествие в наш мир вдруг в нашем сознании оказывается страшным? Действительно, слов «Страшный суд» вы не найдете в Святом Евангелии. И само повествование, которое мы только что слышали, не имеет заглавия «Страшный суд». Почему же мы так называем это событие? В чем дело?
А дело в том, братья и сестры, что нам страшно Его пришествие. Не Господь страшен - страшна наша душа, искаженная грехами. Вот что страшно. Если открыть глаза нашей совести и на себя посмотреть, вот тут нам и станет страшно. И Церковь призывает нас устрашиться нашего внутреннего нравственного облика. Церковь призывает нас устрашиться, в первую очередь, нашей черствости, равнодушия, нежелания что-либо сделать для своих ближних. Не то что для тех, с кем мы встречаемся на улице, с кем мы трудимся вместе или с кем на одной лестничной клетке живем. Даже внутри семьи мы не можем жить по главной заповеди Божией. Ведь спасение Господь Иисус Христос принес нам и открыл. Он для нас дверь открыл, чтобы мы шли за Ним, а мы стоим около этой двери и не входим, и не идем по этому пути. Потому что путь этот простой, предложенный Самим Господом, - путь любви. И главная заповедь очень проста: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всею крепостию твоею, и ближнего своего, как самого себя» (см. Мф. 22, 37-39). Вот этой любви мы никак не можем научиться. И поэтому, когда мы начинаем рассматривать свою совесть, нам становится страшно от холодности нашего сердца.
Что значит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»? Встает вопрос, а самих себя мы любим? И что нам в самих себе любить? Из чего мы-то складываемся, наша жизнь? Порой мы на свою жизнь смотрим, и нам противно. Что, мы должны любить нашу привычку лгать? Любить нашу привычку лицемерить? Любить нашу лень? Это мы, что ли, должны любить? Что же Господь заповедал нам в себе любить?
А то, что составляет нашу главную суть. У всех она есть. Это бессмертная наша душа - образ и подобие Божие, - она есть в каждом из нас. И вот это-то и заповедал Господь нам с вами любить. Чтобы душу нашу так беречь, чтоб она была чистая, чтоб она была ухоженная, чтоб она была напитана словом Божиим. Вот что нам в себе надо любить. А мы и это не любим, не питаем свою душу, не греем ее.
Сегодня мы слышали, какой вопрос задаст Господь Иисус Христос в последний день существования этого мира, и как Он разделит людей, поставив с правой и с левой стороны от Себя. И тем, кто с правой, Он скажет: «Придите, благословенные, наследуйте Царство, которое Я для вас приготовил от сложения мира: потому что Я был голоден, и вы накормили Меня, Я жаждал, и вы напоили Меня, Я был странником, и вы приютили Меня, Я был раздет, и вы одели Меня, Я был болен, и вы посетили Меня, Я сидел в тюрьме, и вы пришли ко Мне» (см. Мф. 25, 31-36).
Казалось бы, как просто! Господь перечисляет дела милосердия, которые если мы будем с вами совершать, то для нас будет открыто Царство Божие. А в чем дело? Почему мы не совершаем этих дел милосердия? Почему у нас с таким трудом получается какое-нибудь доброе дело по отношению к другому человеку, а не к нам самим?
А мы всегда находим себе оправдания. Всегда. Мы говорим: «Этот человек не достоин, потому что он хулиган. Какое ему можно еще доброе дело делать? Этот вообще пьяница - как к нему можно по-доброму относиться? А этот грешник, грешит все время, еще чего - ему доброе дело делать!» Вот что страшно получается! Вот где «страшный» суд! Страшен тем, что мы берем на себя власть, которая дана только Богу! Бог придет нас судить. А мы прежде всего устраиваем и свой человеческий суд, мы определяем, достоин человек нашей любви или не достоин, достоин он, чтобы мы сделали ему доброе дело, или не достоин. Сами вершим свой суд! Вот это очень страшно - что мы суд человеческий ставим вместо суда Божьего.
В преддверии Святого и Великого поста Церковь Христова предлагает нам заглянуть в свою совесть и ужаснуться. Церковь Христова предлагает нам настроиться на то, чтобы покаянием исправить свою жизнь, настроиться на то, чтобы учить самого себя жить по заповедям Христовым и учиться милосердию. Чтобы, когда придет Спаситель наш, Он не поставил нас с левой стороны и не сказал бы нам: «Отойдите от меня, проклятые, в огонь, уготованный диаволу и ангелам его: потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня, Я жаждал, и вы не напоили Меня, Я был странником, и вы не приютили Меня, Я был раздет, и вы не одели Меня, Я был болен, и вы не посетили Меня, Я сидел в тюрьме, и вы не пришли ко Мне» (см. Мф. 25, 41-46). Да не будет этого с нами! Время есть, братья и сестры, для покаяния. Церковь помогает нам своими Таинствами научиться милосердию. Используем этот шанс, который дает нам Господь. Время есть. Господь медлит. Но Он придет. И, пока еще у нас есть время, используем его для того, чтобы научиться добрым делам и стяжать главную добродетель - любовь к Богу и ближним. Аминь.
недели подготовительные к Великому Посту