Jun 22, 2012 08:37
25.06.2006 Неделя 2-я по Пятидесятнице, памяти всех святых, в земле Российской просиявших. Литургия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сейчас мы с вами слышали святое евангельское чтение, в котором повествуется о том, как Господь Иисус Христос призвал Своих первых учеников, которые были рыбаками, и ученики, услышав, как Спаситель зовет их за Собой, оставили свои занятия и пошли за Господом слушать Его проповедь и помогать Ему. И также мы слышали с вами сейчас то, что называется в церковном языке «заповедями блаженства». Их мы только что пели, потому что они чаще всего исполняются на Божественной литургии, когда совершается малый вход. Вот когда открывается эта вратница, и из нее износят свечу, а затем идет диакон и несет Святое Евангелие, а далее все священники, - это называется в литургии малый вход. И в это время вспоминается, как Господь Иисус Христос вышел на проповедь. И те слова, которые мы поем, или которые мы слышим, во время литургии, - это те самые начальные слова Нагорной проповеди, которые говорил Господь Иисус Христос: «Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное». Но как раз эти первые слова нам нужно немного объяснить, для того чтобы каждый из нас понимал, что такое «нищие духом», что означают эти два слова, почему они «блаженны».
Славянское слово «блаженны» означает «счастливы в превосходной степени» - то есть такое счастье, которого на земле и нет. Почему же Господь называет их «блаженными», то есть «невероятно счастливыми», духовно счастливыми - потому что счастье человеческое земное, временное, может очень быстро окончиться, и счастье перемежается с горем: сначала человек счастлив и радуется, а потом плачет и горюет; блаженство же остается с человеком постоянно, потому что это то, что человек получает в своей душе от Самого Господа, когда Господь пребывает в душе человека.
Что же означают слова «нищие духом», первые слова Нагорной проповеди? Кто такой человек нищий? Это не обязательно человек, который самый бедный. Есть люди, которые гораздо беднее тех, которые называют себя нищими. «Нищий» - это тот человек, который просит. Тот человек, который просит, называется «нищим». А Господь говорит: «Блаженны нищие духом». Это не значит «бедные духовно» - нет-нет! Кто же это такие - «нищие духом»? Это те, которые просят. А чего же они просят? Просят Духа. А у кого же можно просить Духа Святаго? Конечно же, у Бога, Который единственный есть Податель духовной жизни.
Значит, счастливы, блаженны те люди, которые в первую очередь, самое главное, просят у Господа Бога, чтобы Господь дал им духовной жизни. Чтобы душа человеческая жила. А чем питается душа человеческая? Конечно же, молитвой.
И вот, дорогие братья и сестры, сегодня в дни Петровского поста мы, празднуя воскресный день, празднуя память всех Российских святых, будем просить у Господа, чтобы Господь и нам послал Духа Своего. Услышим этот призыв - быть нищими духом. Будем просить у Господа Бога, чтобы Он научил нас веровать, надеяться, любить, потому что это и есть духовная жизнь. Будем просить у Господа, чтобы Он научил нас молиться, потому что это и есть духовная жизнь. Будем просить у Господа, чтобы Он научил нас друг другу прощать. Это и есть духовная жизнь - молиться за тех, кто тебя обижает, за тех, кто тебя оскорбляет. Любить тех, которые тебя ненавидят, - это и есть духовная жизнь. Делать добрые дела тем, которые делают тебе злое, - это и есть духовная жизнь. Будем воистину видеть, что нам необходимо у Господа Бога просить Духа. Ибо мы сами этих добродетелей, настоящих, правильных: веры, надежды, любви, кротости, смирения, терпения, - этих даров Духа Святаго, если мы внимательно на себя посмотрим, мы не имеем. Вот и надо нам просить у Господа Бога, чтобы Он дал нам с вами благодать Духа Святаго - чтобы мы так же, как апостолы, которые услышали, как мы слышали сегодня в Евангелии, - Петр и Андрей - они рыбу ловили, а Господь говорит им: «Идите за Мной», - они все оставляют и идут за Господом, - чтобы и мы так же в своей жизни шли за Господом, оставили свое то, что мешает, и шли за Господом. Оставили злобу, оставили осуждение, оставили леность, оставили нетерпение - все бы бросили и пошли за Господом Иисусом Христом по жизни своей.
Прославляя ныне всех наших Российских святых, мы знаем из их житий, которые самые разнообразные, что они жизнь свою строили по заповедям Божиим и шли за Господом. Будем у них просить также молитв, чтобы нам с вами жизнь свою строить по заповедям Божиим и по жизни идти за Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.
Аминь.
недели по Пятидесятнице