Mar 13, 2018 14:27
(22.03.2014 Неделя Крестопоклонная Всенощное бдение. )
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Святая Церковь ныне предлагает нам для поклонения Честной и Животворящий Крест Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Церковный Устав, а главное - богослужения Святой Церкви Православной дают нам объяснение, почему спустя три недели Великого поста верные призываются поклониться Кресту Христову. Очень яркое, поэтическое и духовно возвышенное объяснение этому мы находим в каноне сегодняшнего дня. Там есть синаксарь. Синаксарь сейчас, к сожалению, практически не читается, потому что это некое пространное поучение на славянском языке, которое расположено в богослужебной книге Триоди постной после 6-ой песни. В сегодняшнем синаксаре рассказывается о том, для чего Церковь предлагает именно сейчас поклониться нам Честному и Животворящему Кресту Христову. Я перескажу вам содержание этого поучения, которое ныне по Уставу включено в чтение богослужения.
Святая Церковь сравнивает подвиг поста с тем, что мы должны пострадать, подобно тому, как пострадал Христос, то есть, согласно словам апостола Павла, «распять свою плоть со страстьми и похотьми» (см. Гал. 5, 24). То есть мы должны бороться со своими духовными наклонностями, страстями, пороками, желаниями и стремлениями. Эта борьба на самом деле тяжелая, и мы изнемогаем в этой борьбе, не умеем должным образом бороться с воюющим на нас грехом. И Святая Церковь предлагает нам воззреть на Спасителя Господа Иисуса Христа, Который распялся за наши грехи. То есть мы вслед за Христом следуем по пути, который ведет нас с вами к воскресению и вечной жизни. Это первая причина, по которой ныне перед нами Крест Христов, - чтобы, поклоняясь Кресту Христову, мы в нем находили силы и крепость, для того чтобы бороться со своими грехами и похотями.
Далее Святая Церковь в нынешнем синаксаре сравнивает Пост с путешествием путника, который прошел уже половину пути и устал. И вот он находит большое дерево, с большими листьями, как там написано - «благосеннолиственное», и садится у корня этого дерева, для того чтобы отдохнуть и набраться сил. Так поэтически Святая Церковь рассматривает наш путь Поста. Действительно, три недели пройдены, и на следующей неделе в среду будет точно половина Поста, и Крест Христов для нас - это укрепление в этом Посту. То есть мы не на себя уже надеемся, не на свои силы: наши силы истощились, мы устали и изнемогаем от поста. Но через Крест Христов Господь Иисус Христос дает нам силы двигаться дальше. Мы духовно отдыхаем в сени Его Креста. Мы духовно насыщаемся силою. Как говорит Церковь, «непобедимая, непостижимая и Божественная сила Честнаго и Животворящего Креста» укрепляет нас с вами на время Поста.
Далее предлагается нам еще одно сравнение. Вспоминается царский церемониал, когда прежде чем войти куда-либо царю, перед ним несли скипетр, державу, как знак его силы и знак его власти. Иисус Христос Царь нашей души. Мы желаем, чтобы Он царствовал в нашей жизни. Потому что Его Царство не от мира сего. Потому что Он желает привести нас к Вечному Царству, в котором царствует любовь, а не сила, обман или деньги, как в земных царствах. И, подобно тому, как износятся знаки величия царя, ныне износится Честной и Животворящий Крест Христов, как знак нашего спасения, ведущий нас с вами в Вечное Царство Христово, ибо только через Крест Христов мы приходим с вами к воскресению, к вечной жизни и Царству Божию.
И далее в синаксаре дается еще одно духовно-поэтическое нравственное сравнение. Святая Церковь предлагает нам вспомнить события Ветхого завета, Священного Писания, где повествуется о том, как когда Моисей путешествовал в пустыне, они пришли в местность, где все воды были горькими и непригодными для питья, и тогда Бог повелел Моисею, чтобы он бросил древо в эту воду, и совершилось чудо - вода стала пригодной для питья (см. Исх. 15, 23-25).
Так Святая Церковь образно изображает горечь нашего с вами греха. Горькими водами мы поим свою душу, когда следуем за грехом, когда нечестиво поступаем, когда скверно размышляем, когда потворствуем своим страстям и порокам. Горька сия вода. Но Крест Христов, как спасительное чудо, оживотворяет нашу душу и дает нам воду живую святой веры, надежды и любви и претворяет горечь наших грехов через Таинство Покаяния в сладость веры и спасения.
И, наконец, еще один пример приводится ныне в богослужебном синаксаре. Там вспоминается Адам, который был поселен Богом в раю. И в этом раю было древо жизни, и пока Адам питался от этого древа жизни, жизнь пребывала в нем. Смерти не было. Смерть появилась, когда Адам отступил от древа жизни и приступил к иному древу, от которого запрещено ему было вкушать плоды. Крест Христов - сие есть древо нашей с вами жизни. Поклоняясь Кресту Христову, начертывая Крест Христов в сердце своем, мы с вами имеем и вкушаем плоды вечной жизни, которую дает нам Спаситель Господь Иисус Христос, взявший на Себя грехи мира и Крестом Своим даровавший нам воскресение и жизнь вечную.
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим! Аминь.
великий пост,
Крест