Ласло Мохой-Надь. "Новый инструмент видения"

May 19, 2014 14:55



Laszlo Moholy-Nagy. Laboratory, 1938

Продолжаем публикацию переводов классических текстов по фотографии. На сей раз - эссе известного теоретика и практика современного искусства Ласло Мохой-Надя. К сожалению, этот текст не был переведен в составе сборника "Ласло Мохой-Надь и русский авангард" (2006). Постараемся восполнить этот пробел. Это удивительно энергичный текст, текст как пружина.

Ласло Мохой-Надь
"Новый инструмент видения"
В фотографии мы имеем уникальный инструмент для копирования реальности, однако, значение фотографии гораздо шире. Сегодня это - беспристрастный оптический способ создания в мире чего-то совершенно нового. Специфические составные части фотографии могут быть показаны по отдельности, не только в своих теоретических, но и в визуальных проявлениях.

Уникальное качество фотографии.

Идея фотограммы или бескамерной фиксации форм, созданных светом, воплощает в себе уникальную природу фотографических процессов. Она - реальный ключ к фотографии. Она позволяет запечатлеть узорчатую игру света на светочувствительной поверхности без обращения к каким-либо техническим средствам. Фотограмма открывает нам неизвестную прежде перспективу формообразования, подчиненного исключительно оптическим законам. Фотограмма - дематериализованный, прозрачный носитель информации, который определяет новое видение.



Laszlo Moholy-Nagy (1895-1946)


Что такое оптическое качество?
В ходе развития черно-белой фотографии, были впервые полностью раскрыта светотень, благодаря чему она начала осознаваться не только в теории. (Импрессионизм в живописи можно назвать параллельным достижением). После появления надежного искусственного освещения (а именно - электрического), - возникла возможность проработки широких теневых градаций и более деликатных оптических характеристик изображения. Распределение теней - одна из основных составляющих оптического формотворчества. Этот факт не перестает быть важным даже если мы выходим за пределы черно-белого пространства и учимся думать и работать в цвете.
Если расположить рядом два чистых цвета, то результатом будет резкий, плакато-подобный декоративный эффект. С другой стороны, близкие цвета, используемые в сочетании с их промежуточными оттенками, смягчают этот эффект и создают более мягкое и сглаженное впечатление. При помощи черно-белых репродукций многоцветных объектов, фотография позволяет нам различить наиболее слабые тоновые значения как в серой так и в полихроматической гамме: различия, которые придают новое и прежде не виданное качество оптической экспрессии. Это, конечно, только один пункт среди многих. Но это - пункт, с которого мы должны начать овладение внутренними свойствами фотографии, и который мы должны использовать скорее как художественный нежели чем репродукционный инструмент.



Laszlo Moholy-Nagy. Photogram, 1939

Улучшенные техники.

В фоторепродукции - объективно фиксируя внешние формы объекта - мы получаем радикальное улучшенное и видоизмененное изображение, в сравнении с первичным способом -  прямой фиксацией форм, созданных светом (фотограммами). Эти конкретные усовершенствования широко известны: взгляд с высоты птичьего полета, мультиэкспозиция, отражения и т.д. Их упорядочивание открывает новые области для визуализации. Например, бесконечное расширение оптических возможностей фоторепродукции, при котором мы можем фиксировать точные местоположения объектов, даже в самых сложных условиях, в течение 1/100 или 1/1000 секунды. Резкость объективов и непогрешимая точность обрисовки контуров натренировали наши наблюдательные способности до уровня визуального восприятия, определенного сверх-быстрой съемкой и тысячекратными увеличениями в микрофотографии. Это техническое преимущество привело к психологической трансформации нашего зрения.

Расширение возможностей.

Фотография расширяет возможности нашего зрения в том, что касается восприятия времени и пространства. Простое перечисление особых фотографических - чисто технических, не художественных -  элементов будет достаточным, чтобы мы  почувствовали кроющуюся  в них силу и увидели перспективы развития фотографии.



Laszlo Moholy-Nagy. Two nudes, 1928

Восемь типов фотографического видения.

1. Абстрактное видение как прямое фиксация форм, созданных светом: фотограмма, которая запечатлевает тонкие градации световых значений, как монохромных так и цветных.
2. Точное видение в смысле нормальной фиксации внешнего проявления вещей: репортаж
3. Быстрое видение в смысле фиксации моментов кратких насколько возможно: моментальные снимки.
4. Медленное видение в смысле фиксации движений в течении некоторого отрезка времени: т.е. световые следы оставленные фарами автомобилей проезжающих по дороге ночью: длительное время экспозиции.
5. Усиленное видение в смысле:
     а) микрофотографии 
     b) фотография с фильтрами, которая при помощи вариации химических составляющих светочувствительного слоя, позволяет фотографическим возможностям расшириться в различных направления - от показа отдаленных ландшафтов, скрывающихся в тумане, до экспозиций в полной темноте: фотография в инфракрасных лучах..
инфракрасная
6. Сквозное видение: фотографирование в рентгеновских лучах.
7. Одновременное видение в смысле прозрачного наложения нескольких кадров: будущий процесс автоматического фотомонтажа.
8.  Искаженное видение: оптические шутки, которые могут быть автоматически сделаны при помощи:
    а) экспозиции через объективы с призматическими насадками и устройствами с отражающими зеркалами или
    b) механические или химические манипуляции с негативами после экспозиции.

Какова цель перечисления?

Какова же цель составления этого списка? Она в том, что наиболее удивительные возможности простых фотографических материалов еще предстоит раскрыть, как только детальный анализ каждого из этих аспектов снабдит нас некоторым количеством оценочных показателей в соответствии с их применением, возможностями и т.д. Наши изыскания поведут нас в другом направлении. Мы хотим выявить суть и значение фотографии.



Laszlo Moholy-Nagy. Lightning Rod, Photogram, 1924

Новое видение.

Все интерпретации фотографии до настоящего времени находились под влиянием эстетико-философских концепций, описывавших живопись. Долгое время их можно было применять и к фотографической практике. До сих пор фотография оставалась в довольно жесткой зависимости от традиционных форм живописи. Как и живопись, она прошла через успешные стадии всевозможных художественных «измов», хотя и ничего от этого не получила. Новые открытия не могут долго и безнаказанно оставаться в рамках ментальности и практики предшествующих периодов. Когда случается такое, вся плодотворная художественная деятельность прекращается. Это ясно проявилось в фотографии, которая не дала никаких сколько-нибудь стоящих результатов. Исключение составляет научная фотография, где у авторов отсутствовали какие-либо художественные амбиции. Одно это доказывает первичность оригинальных разработок для развития фотографии.
В этой связи можно сказать, что совершенно не важно занимается фотография «искусством» или нет. Ее собственные базовые законы, а не мнения художественных критиков, обеспечат ей справедливую оценку в будущем. Удивительно, что такая «механическая» вещь как фотография, так презрительно воспринимаемая в художественном и творческом смысле, должна собрать все свои силы, и стать одной из основных визуальных форм искусства, за столь короткий срок своей эволюции. Формально художник налагает свой собственный творческий отпечаток  на эпоху. Мы должны только припомнить манеру, в которой рассматривались ландшафты, и сравнить ее с тем как мы смотрим на это сейчас! Вспомните также о жесткой резкости современных фотопортретов, запечатлевших мельчайшие детали фактуры кожи. Или о виде судна, двигающегося через волны, кажущиеся застывшими в лучах света. Или об сверх-увеличении шерстяной ворсинки. Или об изощренной отделке обычного деревянного бруска. Или, о широком спектре восхитительных деталей и текстур, присущем любому сфотографированному объекту.



Laszlo Moholy-Nagy. Photogram, 1922

Новый опыт пространства.

При помощи фотографии, а тем более кино, мы можем ощутить новый опыт пространства. С их помощью и помощью новой школы архитектуры мы добились расширения и кристаллизации нашего восприятия пространства, постигли новую пространственную культуру. Благодаря фотографу человечество получило власть увидеть новыми глазами среду своего обитания.



Laszlo Moholy-Nagy. Bauhaus Balconies, 1926

Высота достижений.

Все эти отдельные достижения, совершенно не похожи на аналогичные явления в живописи. В фотографии мы должны учиться искать не «картинку», не эстетику традиции, но идеальный инструмент самовыражения, самодостаточное средство для образования.

Серии (последовательные фото одного и того же объекта).

Нет более удивительной и в то же время - естественной и органичной -  последовательности, чем фотографические серии. Это закономерная кульминация развития фотографии. Серия  - это уже не «картинка», и к ней не может быть применен ни один из канонов живописной эстетики. Отдельная картинка теряет свою индивидуальность и становится деталью целого, его существенным структурным элементом. В этой взаимосвязи отдельных, но неразделимых частей фотографическая серия, вдохновленная определенной целью, может стать одновременно и мощным оружием и нежнейшей лирикой. Истинное значение кино будет осознанно в более спокойные времена. Для этого уже сейчас надо понимать, что знание фотографии также необходимо, как знание азбуки. Грамотность будущего будет заключаться в умении использовать камеру также просто как авторучку.



Olly and Dolly Sisters, 1925.



From the Radio Tower, Berlin



Laszlo Moholy-Nagy. Photogram



Laszlo Moholy-Nagy. Photogram ,1925



Laszlo Moholy-Nagy. Photogram



Laszlo Moholy-Nagy. Photogram



Laszlo Moholy-Nagy. Photogram, 1940



Laszlo Moholy-Nagy. Ascona yard, 1926



Laszlo Moholy-Nagy. Рhotomontage, 1927



Laszlo Moholy-Nagy. Jealousy, photomontage, 1927



Laszlo Moholy-Nagy. 1937-38

перевод: д. орлов/photoplay.ru

Previous post Next post
Up