Из истории фотографии. Александр Гарднер.

Jul 19, 2007 23:58




Фотографирование Гражданской войны в США - один из самых впечатляющих проектов военного фоторепортажа в истории фотографии. И один из самых известных. Инициатором и режиссером этого мероприятия был преуспевающий портретист Мэтью Брэди - создатель «Галереи знаменитых Американцев», человек, склонный любое свое дело рассматривать как Историческую Миссию - в итоге именно таковой его работа и становилась. В 1862 году Брэди организовал группу примерно из 23 фотографов, чтобы охватить несколько фронтов.
Брэди направлял и руководил, сохранял негативы и закупал фотографии, снятые отдельными частными фотографами, чтобы сделать коллекцию насколько возможно полной и информативной. Когда фотографии из его коллекции публиковались или с них делались гравюры, ставились подписи «с фотографии М.Б. Брэди, Нью-Йорк», хотя на самом деле это были работы множества разных людей. Люди Брэди были очевидцами всех или почти всех главных сражений.
Имена фотографов Брэди известны, наиболее часто упоминаемые из них - Тимоти О’Салливан, Джордж Барнард и Александр Гарднер, которому посвящен этот пост.

Гарднер был Шотландцем и начало его биографии (как впрочем, и остальная часть) весьма интересно. Он занимался ювелирным делом, интересовался оптикой, астрономией, химией, литературой и социальными вопросами. Некоторое время он был репортером и редактором журнала Sentinel в Глазго, и свои статьи часто посвящал проблемам рабочего класса. Его мечтой было создание социалистической коммуны в Соединенных Штатах, но сколько шагов он предпринял по направлению к мечте - я не знаю, потому что переехав в США Гарднер стал, как сообщают источники, скоро стал работать в студии у Брэди, с которым они познакомились в Лондоне на Всемирной выставке 1851 года.

Во время фотографической кампании Брэди Гарднер ушел от него в знак протеста против того, что фотографы не имели авторских прав на свои работы, не получали личного признания и вознаграждения. Гарднер создал собственную группу и впоследствии опубликовал «Альбом военных фотозарисовок», в котором указывались имена всех, чьи фотографии вошли в него. Вообще именно Гарднер, насколько я знаю, был первым официальным военным фотографом Соединенных Штатов (команда Брэди выступала на стороне северян). Отделившись от Брэди, он стал работать в качестве “Photographer on the Potomac” и его официальные обязанности состояли в копировании карт и документов, а репортажные фотографии были сделаны в свободное, так сказать, время.







Ограниченность возможностей фотографа середины 19 века которая определяла выбор объекта и способ его съемки. Напомню, что при мокроколлодионном процессе пластину, покрытую жидким коллодием нужно было проявлять, пока коллодий не высох, что прибавляло дополнительных трудностей фотографу того времени, и без того ограниченному в скорости и свободе передвижения с громоздкой камерой. Выдержка составляла от 3 до 10 секунд (максимальная - 30 секунд). Очевидно, это слишком долго, для того запечатлеть быстродвижущийся объект или ход сражения. Фотографии Гражданской войны - это фотографии инженерных сооружений, укреплений, мостов, руин и развалин, портреты главнокомандующих, солдат и офицеров, опустошенных полей сражений и погибших. Фотография Гражданской войны принесла в расширяющееся медиапространство суровые виды смерти на войне. Именно группа Гарднера снимала наиболее впечатляющие из них.



Поворотной точкой в этом отношении стала битва при Антьетаме 17 сентября 1862 г. Александр Гарднер фотографировал в течение двух дней после сражения. До этого ни одно поле битвы не фотографировалось до того, как мертвые будут преданы земле. Иногда Гарднер грешил против документальной правды, передвигая трупы, чтобы придать им более впечатляющий вид. Впрочем, и без этого фотографии производили немалое впечатление.
Корреспондент “New York Times” видевший оригиналы фотографий в студии Брэди писал (тогда еще все фотографии выходили под маркой «М.Б. Брэди, Нью-Йорк»): «Мистер Брэди близко познакомил нас с ужасающей реальностью и серьезностью войны. Нет, он не принес тела и не положил их к нашему порогу или вдоль улицы, но сделал нечто подобное. На двери его галереи висит небольшая афиша «Мертвые Антьетама». Толпы людей постоянно приходят в галерею. Может показаться, что столь ужасные образы оттолкнут публику. Но напротив, они обладают зловещей притягательностью. Вы можете видеть группы посетителей, в благоговейной тишине склоняющихся к этим роковым свидетельствам человеческой жестокости, чтобы поближе рассмотреть бледные лица мертвых. Они заворожены гипнотическими взглядами мертвецов».





Президент Линкольн на поле битвы при Антьетаме

Жизнь фотографов 19 века была такой же опасной, как жизнь военных корреспондентов, но гораздо более физически некомфортной. Пластину нужно было окунуть в раствор в передвижной лаборатории, подбежать к камере, выдержать экспозицию в несколько секунд, бежать обратно в палатку, проявлять пластину и готовить новую. Как видно из фотографий, демонстрирующих быт фотографов Гражданской войны, они ездили на фургонах, запряженных лошадьми и работали в паре - один с камерой, другой - в лаборатории. За повозками-лабораториями фотографов Брэди закрепилось популярное название «Что это?». Известны курьезные случаи, когда солдаты обоих воюющих сторон принимали фотографическое оборудование за новый вид оружия. Не нужно говорить, что фургон или палатка фотографа служили отличной мишенью, а лошади, запряженные в повозку часто пугались выстрелов и взрывов. Осколки снарядов разбивали камеры, на пластины попадал песок и безнадежно портил снимки, палатки и тенты срывало взрывной волной. Существует много свидетельств героической работы фотографов Брэди. Кое о чем из этого мы можем составить представление, глядя на сами фотографии.



Передвижная фотолаборатория Гарднера

Напоследок еще одна фотография Гарднера, впечатлившая Ролана Барта:

Когда…я задавался вопросом о причинах моей привязанности к некоторым фотографиям, мне показалось возможным ввести различение между полем культурных интересов (studium) и тем неожиданным зигзагом, который иногда это поле рассекал и который я назвал punctum. Теперь мне известно, что существует еще один punctum, еще один вид «стигматов» - это «деталь». Новым punctum’ом такого рода, обладающим не формой, а интенсивностью, является Время, душераздирающий пафос ноэмы «это было», ее репрезентация в чистом виде.
В 1865 году молодой человек, Льюис Пэйн, покушался на убийство американского Государственного секретаря У.Х. Сьюарда. Александр Гарднер сфотографировал его в одиночной камере, в ожидании исполнения приговора (смерть через повешение). Фотография прекрасна, красив и изображенный на ней юноша, подсказывает studium. Но punctum в том, что скоро ему предстоит умереть. Я одновременно читаю: это случится и уже случилось, - и с ужасом рассматриваю предшествующее будущее время, ставкой в котором является смерть. Фотография…сообщает мне о смерти в будущем времени.
Camera lucida.


Из истории фотографии

Previous post Next post
Up