Интервью с победителем World Press Photo Самуэлем Арандой

May 15, 2012 13:28

Международное жюри 55го ежегодного конкурса World Press Photo объявило фотографию Самуэля Аранда из Испании Фотографией Года 2011. На снимке женщина в мечети, где был устроен временный полевой госпиталь, держит на руках раненого сына пострадавшего во время демонстрации против правления президента Али Абдуллы Салеха в городе Сана, Йемен, 15 октября 2011 года. Сэмуель Аранда работал в Йемене по заданию от газеты The New York Times и представлен агентством Corbis Images.



Самуэль Аранда родился в Барселоне, Испания, и начал работать фотожурналистом для газет El Pais и El Periodico de Catalunya в 19 лет. Позднее он освещал израильско-пале- стинский конфликт для испанского агентства efe. В 2004 году он сотрудничал с агентством France-Presse, освещая конфликты и социальные проблемы в Ливане, Ираке и других странах. В 2006-м Аранда получил национальную премию за фотографии африканских эмигрантов, пытающихся достичь Европы.

Когда и как у Вас появился интерес к фотографии и фотожурналистике?

Когда я был подростком, я увлекался граффити и стал фотографировать мои работы. Так что переход к фотографии произошел почти случайно. Я начал фотографировать окраины Барселоны, где я родился. Я всегда был связан с социальными движениями, со сквоттерами, в моем районе было много иммигрантов. Я начал документировать жизнь моего района и продавать фотографии газетам. Это и стало началом моей карьеры фотожурналиста. Для меня это был способ указать на проблемы, которые должны быть замечены, должны стать достоянием гласности.




Вы выросли в Барселоне, а сейчас обосновались в Тунисе. Как произошел этот переезд?

Меня привлекает социальная культура арабского мира. Люди выглядят более открытыми и дружелюбными. Это культура, в которой есть чувство общины. В январе 2011 года я отправился в Тунис фотографировать события революции. Там я посетил деревню Сиди Боу Саид. Это очень красивое место около моря, удобное для жизни. К тому же жизнь здесь намного дешевле, чем в Барселоне, и обстановка в стране сейчас спокойная. Так что я посоветовался со своей девушкой, и мы переехали.

Как Вы оказались в Йемене?

Газете The New York Times был нужен фотограф в Йемене, но в то время было очень трудно получить аккредитацию. Я несколько недель пытался найти возможность попасть в страну, и в конце концов сумел сделать это с «черного хода». Меня поддерживали мои редакторы, и я бы не справился без помощи группы фотографов из The New York Times. В результате почти три месяца - с октября до конца декабря 2011 года - я провел в Йемене. Насколько я знаю, в это время в Йемене работало очень мало иностранных фотожур- налистов, может, всего четверо или пятеро. Местные фотографы очень много помогали мне. Это было нелегко, не только попасть в страну без официального разрешения, но и остаться и работать в ней. Но это не главное. Фотожурналисты знают, что риск - это часть нашей работы. Для нас важны люди, которых мы фотографируем, люди, которые ежедневно переносят страдания.



Можете вы описать обстоятельства, при которых была сделана получившая приз фотография?

Я сделал ее 15 октября. Этим утром все было спокойно. Почти каждый день проходили мирные антиправи- тельственные демонстрации с требованиями демокра- тии, отставки и суда над президентом Али Абдуллой Салехом. Внезапно обстановка изменилась. Проправи- тельственные снайперы начали стрелять в демон- странтов. Танки обстреляли «Площадь Перемен», где базировались протестующие. Я укрылся в мечети, которую демонстранты использовали как импровизи- рованный госпиталь. И посреди этого хаоса я увидел госпожу Аль-Кос с 18-летним сыном Зайедом на руках. Она была совершенно неподвижна, держа на руках Зайеда. Я сделал несколько фотографий, а потом появились люди, которые отправили его в госпиталь. В этот день 12 человек было убито и больше 30 ранено.



Что эта фотография означает для Вас?

Для меня эта фотография показывает глубину чувств Фатимы Аль-Кос к ее сыну. Она заставляет тех, кто на нее смотрит, особенно матерей, думать о людях, а не о никабе, и о предубеждении, с которым мы на Западе смотрим на арабский мир. Когда я вернулся в Йемен в феврале 2012 года, многие люди говорили мне, как они рады, что я получил премию, и что сообщения о Йемене снова появились в новостях. Я хотел найти Фатиму и Зайеда. Друзья помогли мне связаться с ними, и мы встретились у них в доме. Фатима сказала, что она рада, что фотография показала, что носить никаб еще не означает быть террористкой. Она и Зайед были также рады, что в связи с премией возобновился интерес к Йемену. Они считают, что эта фотография поможет делу революции. Встреча с Фатимой и Зайедом в этих обстоятельствах была для меня чрезвычайно волнующим событием. Я буду помнить его до конца моей жизни.

Выставка победителей World Press Photo будет проходить в Москве с 19 мая по 1 июля 2012 года.

Бесплатные лекции победителей World Press Photo пройдут в первый день работы выставки в Москве.








Previous post Next post
Up