©Michael Disfarmer, Juel and Audrey Hipp and daughter, 1940s
На фотографиях Майкла Дисфармера (Michael Disfarmer) поражает полное отсутствие авторской позиции в современном понимании этого слова. Вернее - в каждой фотографии четко чувствуется понимание того, что фотограф должен быть абсолютно нейтральным проводником и передатчиком некогда существовавшей реальности человеческих лиц.
Каждая фотография Дисфармера - прозрачный сосуд, в котором заключено время, однако в этой прозрачности заключена какая-то великая тайна. Тайна прошедшего времени.
Майкл Дисфармер (1884-1959) сам немало способствовал созданию ауры таинственности вокруг своего творчества. Его настоящее имя Майкл Майерс. Он - шестой ребенок в семье фермеров, эмигрировавших из Германии. Фотограф сам придумал себе псевдоним в знак отказа от занятий свой предков. По немецки "Meyer" значит фермер, dis-farmer значит "не-фермер". Дисфармер настолько хотел отстраниться от своего семейства, что иногда он рассказывал, что был занесен в него ураганом. Жил и работал Дисфармер в штате Арканзас. Так что в историю с ураганом можно вполне поверить, вспомнив сказку "Волшебник изумрудного города" и летающий домик девочки Элли.
Возможно, стремление отойти от занятий своих предков и направило Дисфармера в фотографию. Он самостоятельно освоил начала ремесла и организовал свою первую студию в одном из помещений дома матери в городке Heber Springs, штат Arkansas.
После того как ураган разрушил дом, в котором находилась его студия (как видно многое в жизни, фотографа связано с ураганами), Дисфармер устроил новую студию в центре города. Используя студийную камеру, стеклянные негативы и северный свет, Дисфармер создавал удивительные по силе проникновения портреты. По свидетельству портретируемых, перфекционизм фотографа простирался настолько далеко, что порою ожидание правильного освещения занимало несколько часов.
Постепенно фотографическая студия Дисфармера стала местом, обязательным к посещению у обитателей города и его окрестностей. Благодаря фотографиям Майкла Дисфармера мы можем поглядеть в глаза сотням безвестных жителей Heber Springs. Во многом эти фотографии напоминают фаюмские портреты: бесхитростный художник изображает прямой взгляд и выцветшие улыбки давно ушедших людей.
О личной жизни самого Майкла Дисфармера известно крайне мало. После его смерти в 1959 году новый владелец здания обнаружил не только несколько тысяч долларов, спрятанных в коробках от фотопластинок, но и около 3000 стеклянных негативов. Негативы были сохранены новым владельцем "на всякий случай" и только в 1974 году профессиональный фотограф Питер Миллер купил коллекцию снимков у прежнего владельца и послал отпечатки Джулии Скалли, редактору журнала "Современная фотография". Так произошло второе открытие фотографий Майкла Дисфармера.
Ураган времени снова вынес на поверхность забытое имя Майкла Дисфармера.
Световые лучи, посланные далеким фотографом наконец дошли до зрителей.
© Michael Disfarmer, J.C. and Ermadean Verser
© Michael Disfarmer, Melba Scott and Mary Johnson, sisters
© Michael Disfarmer, Charlotte Stair
© Michael Disfarmer, Unidentified
© Michael Disfarmer, Ed and Mamie Barger
© Michael Disfarmer, Unidentified
© Michael Disfarmer
© Michael Disfarmer, Bonnie Dell Gardner, 1943
© Michael Disfarmer, Emma May Hoye, 1943
© Michael Disfarmer, Norris, Fanny Massey with Roland, Pearly Ann and Naomi
© Michael Disfarmer, John, Clifford and Andy Killion
© Michael Disfarmer, Homer and Bertha Marton
© Michael Disfarmer, Edna Verser Cothren and grandson Jerry
© Michael Disfarmer, Homer Eakers, Ly Neighbors and Julius Eakers, brothers
© Michael Disfarmer, Dean Cranford and son, 1940s
© Michael Disfarmer
© Michael Disfarmer
© Michael Disfarmer
© Michael Disfarmer
Michael Disfarmer
Michael Disfarmer текст: д. орлов/
photoplay.ru