Если вы хотите быть в курсе, какой из фильмов будет одним из фаворитов в нынешней предоскаровской гонке, а также вам по душе «Английский пациент» и «Гордость и предубеждение», и вообще «английские драмы» - ну вы знаете, то «Искупление» пропускать не стоит. Увлечением ни к одному из вышеперечисленных фильмов я замечен не был: «Пациента» смог досмотреть до середины - невообразимая тягомотина, «Гордость» же - по причине моей не любви к английским драмам. Хотя моей маме очень нравится. Помнится, после покупки она его смотрела чуть ли не дважды в день. Просто это всё не моё.
История такова: горячее лето 1935 г., не бедная семья Таллисов проживает в загородном особняке, где время течет неторопливо и однообразно. Чтобы как-то сгладить будни, каждый придумывает себе развлечения сам, старшая сестренка Сесилия (18, Кира Найтли) постоянно курит и ругается с сыном дворецкого - Робби (Джеймс МакЭвой), в которого на самом деле влюблена, но не может в этом признаться даже себе, младшая Брайони (13) - пишет пьесы, страдает бурным воображением и мечтает стать известной писательницей. В один прекрасный день размеренная жизнь семейства меняется кардинальным образом: старший братец приезжает погостить домой с другом, который неровно дышит к маленьким рыженьким девочкам. Робби, после очередной ссоры с Сесилией, пишет письмо прощения, но вместо этого его пальцы печатают совершенно наглое и такое искреннее «Dear Cecilia, in my dreams I kiss you on a cunt. Your sweet, wet cunt». Письмо конечно же доходит до адресата, но Робби имел глупость выбрать неверного посыльного, излишне любопытная Брайони прочитала и напридумывала бог знает чего, а череда последующих событий помогли лишь усугубить ситуацию, и впечатлительная девочка совершает большую ошибку, которая коренным образом изменит судьбы всех героев и не даст ей покоя до самой смерти, прося искупления. Отсюда начинается совсем другая история. История надежды и спасения.
Не получилось сжатого изложения сюжета, но краткая форма никогда не была моей сильной стороной. На самом деле в фильме все ещё медленнее, ведь мы помним, что фильм - до костей пропитанная оскаровская драма, каждой кадр который так и кричит об этом. Он уже получил свои семь номинаций на «Золотой глобус», что рекорд в этом году. И надо сказать - вполне заслуженно. Я только не заметил там номинации за лучшую синематографию, потому что визуальная часть была просто превосходной. Но потом понял, что в «Глобусах» такая номинация отсутствует как класс. Особенно подкупает 7-иминутный непрерывный постановочный дубль а-ля «Дитя человеческое» - сцена стоянки английской армии на берегу Дюнкерка. Хочется его вырезать и сохранить для коллекции лучших.
Вся вторая половина фильма рассказывает нам историю того, что стало после. Война разъединила любимых. Брайони, став старше, понимает, какую глупость она совершила и, пытаясь искупить свою вину, устраивается медсестрой в госпиталь. По ночам она пишет книгу, которая позже станет смыслом всей её жизни и своеобразным прощением за грехи, которое попросить, увы, уже не у кого. Честно говоря, история несчастной любви Сесилии и Брайони не сильно меня тронула, пока в финале Ванесса Редгрейв, играющая Брайони в старости, не ставит жесткую жирную точку всей этой двухчасовой эпопее, в которой просто не может быть хеппиэнда. Финальные пять минут, наверное, самая сильная часть фильма, которая давит безжалостной правдой, заставляя по-новому осмыслить то, к каким последствиям могут привести необдуманные поступки и предательство.