Про уродцев (Freaks, 1932) и людей

Jul 26, 2013 22:19

Ну ладно. Не желаете читать про культурную выставку прерафаэлитов - ладно. Расскажу тогда про гадости.

На днях у меня было отвратительное настроение. Даже не настроение - так, экзистенциальный кризис местного значения. Как все такие вещи, он не имел под собой достаточных (и недостаточных - вообще никаких) причин, и оттого был особенно невыносим. Ситуация осложнялась тем, что даже жаловаться друзьям было нельзя: решительно не было поводов. Оставалось лишь бубнить «экзистенциальный кризис» - часть друзей понимающе вздыхала, часть просила повторить по буквам. Такие друзья тоже важны!
В итоге, чтоб отвлечься, меня позвали на фильм «Уродцы» (Freaks) 1932 года издания.

Вот что я должна (да, должна!) сказать: люди, это запредельное зрелище даже для нашего все-видавшего-века! Впрочем, может, как раз и нет: в наш псевдотолерантный век мы отучились впрямую наблюдать такое. Минуте на третьей фильма я забыла не только про свое настроение, но вообще, что такое настроение.

Сюжет - если отвлечься от деталей - прост и даже примитивен: драма про любовь (даже не любовь, а похоть) и деньги в бродячем цирке. Но есть нюанс: уроды в том цирке, они же артисты - настоящие, не гримированные.
Наверное, в природе человека заложено специальное потаенное нехорошее желание: смотреть на гадкое. Оно есть и сейчас: зайди на любой неофициальный сайт, и тут же вылезет реклама: «Посмотри, что стало с Н. и ты не будешь ужинать до конца жизни! Шок! Видео!» - ну, вы знаете.

Вкратце, этот фильм можно так и обозначить: шок, видео! Повторюсь, фабула примитивна и сводится к скучному тезису и теме для школьного сочинения «красота истинная и мнимая». Цирк со всевозможными уродами (карлики, микроцефалы, человек без нижней половины туловища, человек-гусеница, сиамские близнецы, бородатая женщина и проч. - на след. день мы провели больше часа в guilty pleasure, затаив дыхание, рассматривая подробности врожденных уродств (пишу и самой стыдно) и читая статьи в википедии) содержит и несколько «нормальных» людей: «королеву воздуха» Клеопатру и силача Гулливера. Коварная красотка-гимнастка принимает ухаживания от карлика Ганса - но только из-за его богатых подарков. Тем самым она разбивает сердце невесты карлика (тоже карлицы), и та скорбит не зря: жестокосердная хочет выйти замуж за карлика, завладеть его деньгами, отравить и жить припеваючи с любовником-силачом!

В конце порок жестоко наказан (красотка превращена в урода почище человека-скелета, от которого родила бородатая женщина - простите, я не могу удержаться!), а заодно зрителю успевают продемонстрировать все нюансы всевозможных уродств (впрочем, не все: фильм пришлось сократить - у одной из актрис от съемок случился выкидыш, а сцену кастрации силача все же вырезали - увы, утратив исходник. Я про пленку.)

С одной стороны, надо признать, что наше общество за эти - условно - 80 лет - стало если не более цивилизованным, то явно более лицемерным: представить съемки подобного фильма сейчас совершенно невозможно (да и тогда, надо признать, фильм провалился в прокате). При этом удивительна эта глубинная тяга к наблюдению за жутким и гадким -эта тяга остается, лишь видоизменяясь в угоду принятым в обществе неписанным законам. Так, мне кажется, что сериалы, что показывают например, на НТВ, гораздо более гадкие, чем все физические изъяны, однако же эти страшные физиономии, кровавая стрельба и ужасный, вымученный сленг актеров вполне приемлемы и не возмущают умы и души современников.

Всем известно - подобные цирки были распространены раньше, и сразу верится, что страсти среди артистов кипели нешуточные. Самый большой ( и самый нездоровый) интерес представляют именно
детали - например, сиамские близнецы-девушки обручились с двумя разными мужчинами, и вот когда… Но нет, нет, это все достаточно ужасно на экране, а в описании просто чудовищно!

После, когда мы просматривали статьи о актерах-циркачах, я столкнулась с тем, что многие из них работали в труппе некого Барнума - и я поняла, что знаю это имя - откуда бы вы думали? Конечно, из Герцена! Герцен в одной из статей страстно ругал этого Барнума - антрепренера и держателя цирка, зарабатывавшего деньги на демонстрации уродцев. Герцен, правда, коварно сравнивал его (опосредованно и метафорично) с любовником своей покойной жены (никак не мог успокоиться), но оттого факт остается фактом: это тот самый Барнум, у которого работали актеры, которых я смотрела в случайном ужасном фильме! Вот она, связь времен и имен.

Ну, что я еще могу добавить к своему сбивчивому пересказу (лень переделывать, к тому же пусть эта сбивчивость демонстрирует мое удивление и ошеломление, вызванное фильмом!). Еще могу добавить, что человек с половиной туловища ходил на руках.
Теперь вам и вовсе необязательно смотреть этот фильм! Но если все же возжелаете - я предупредила!

фильмы

Previous post Next post
Up