Oct 22, 2014 00:57
По пути в Домодедово, наблюдая в окно маршрутки заснеженные ели (ночью намело первые этой осенью почти что сугробы), поймал сильное дежа-вю. Мне показалось, что я в пути из аэропорта Борисполь в центр Киева, что за окном декабрь 13-го года. Тогда мне было вольно и хорошо, не было чётких планов, ясно было только, что буду на Майдане, что каждый день будет дарить непредсказуемые новости и необычные яркие картины. Большую кровь тогда никто не предполагал.
А сейчас за окном те же ели, и вот, началась та самая “осенне-зимняя кампания”, о которой мы пошучивали в Донецке летом, разгуливая в шортах и майках.
Вы правильно поняли, я снова «туда».
Поднебесная панорама округи Днепропетровска разительно отличалась от виденного при вылете из Москвы. Вместо серо-жёлтых, покрытых первым снегом подмосковных рощ, подо мной развернулся исключительно зелёный пейзаж. Берега Днепра напоминали те, которые провожали меня в августе. Солнечно. Самолёт разворачивается и едет к терминалу, за окном несколько военных штурмовиков - аэродром здесь уже давно не просто “гражданский”. Вот и в зале прилёта пьют кофе “войсковы”.
Не обошлось без заминки, занявшей несколько часов, но затем я в городе. Не гулял здесь лет семь. В центре в сравнении с Москвой непривычном мало машин и привычно много молодёжи. Часто, даже в витринах “бутиков” развешаны украинские флаги. С жёлто-синим флажком на крыше проехал мимо даже древний “ЗИЛ”, везущий цистерну то ли воды, то ли молока.
Изобилие политической агитации, особено на билбордах. Пальцев двух рук не хватит пересчитать свежеиспечённые украинские партии и блоки, предлагающие себя избирателям с каждого второго рекламного щита.
В Днепропетровске много стихийной уличной торговли - продают с асфальта и лотков всякую всячину: от заколок для волос до свежей рыбы . Двойственное ощущение: просторно, но и очень неопрятно. На вокзальной площади пасутся менялы. Подобные городские черты наблюдал последний раз в мартовском Симферополе.
Узнаю про билеты в Донецк - с ними напряжёнка. Но купить всё же удаётся. Небольшой автобус переполнен багажом и людьми, но все спойны и тактичны. Пол дороги молчат, а чем ближе к границе с ДНР, тем чаще возникают между пассажирами тихие дискуссии. Говорят тем тоном, которым москвичи, пожалуй, беседуют только между “своими”, родными и близкими коллегами. А здесь, парадоксально, чужие люди, в условиях гражданской войны говорят доверительно и не скрывая взглядов. Про пенсии, что обещают в ДНР к Новому году. О том, продолжалось бы это всё, если бы не ввязывалась Россия. Про Майдан, который «всё затеял».
- «Жаль, что Януковича не расстреляли в Киеве вместе со всем его семейством, как этого… из Венгрии… Чаушеску, вот», - неожиданно рассуждает дама весьма интеллигентного вида. Головы пассажиров покачиваются то ли от согласия, то ли от объезда автобусом бетонных блоков. Первый пост ДНР.
- «Все мужчины до 60 лет, на выход». На улице пара ополченцев с фонариком просматривают паспорта. «Откуда, куда, на сколько?».
На украинских блокпостах, кстати, автобус ни разу не остановили. А ещё у этого общегражданского транспорта здесь большая привилегия - он проходит боевые «чекпоинты» без очереди. Таким образом обошли пробку километра в три на подъезде к Донецку.
С южного автовокзала Донецка слышу знакомое громыхание. «Наша вечерняя музычка», - говорит таксист. Позднее встречаю знакомых, они рассказывают: последние деньки все канонады - это аэропорт. За исключением вчерашнего удара «Точкой У».
Тепло, привычно. Как будто домой вернулся.
украина,
война