Мера профанации

Feb 16, 2009 08:26


Такие ясные глаза нас от печали и сомнений ограждают,
Такие честные слова нам говорят, что не поверить мудрено...
[М. Щербаков]

У каждого человека есть своя мера адекватности реальности, то есть окружающему миру (вернее, две меры: физическому - одна, социальному - другая). Есть другие разнообразные меры - мастерства, внимания, отзывчивости, аккуратности, востребованности... И ещё одна: мера профанации. Говорит о том, насколько человек способен исказить невежеством то дело, которое он сейчас делает или о котором рассуждает.

Удивительное свойство человека: разные его меры могут с течением времени меняться, увеличиваться и уменьшаться, причём в довольно широких пределах. А вот мера профанации остаётся более-менее постоянной всю жизнь, от того момента, как человек первый раз попытался самостоятельно сделать что-нибудь, какое-нибудь дело, в результате которого он был заинтересован, и до самой смерти. Видимо, мера профанации - это не результат обучения или деятельности, это просто черта характера, ведь характер человека в течение жизни практически не меняется.

И эта мера глобальна, она не зависит от того, каким конкретным делом человек в данную секунду занят. Вот, скажем, если мера профанации заключается в недоделывании, то такой человек будет недоделывать всё, за что ни возьмётся. Недопишет служебку, недооформит заказ, не закроет серверную, уходя домой, и не погасит свет... Даже ужин не доест. Даже зубы недочистит.

Если мера профанации - это бардак беспорядок, то беспорядок будет во всём. В творческой мастерской, на письменном столе, в расположении файлов на рабочем компьютере, да даже в холодильнике, в санузле, в мыслях и в действиях. (Правда, удивительно, но в конечном продукте, который создаёт этот человек, мера профанации бывает другой. Но тоже постоянной). А если эта мера - порядок, то и порядок будет во всём: и на письменном столе, и в холодильнике.

Ещё одна мера профанации - наполненность действий смыслом. Или, вернее, опустошённость от смысла. На первый взгляд, эта мера сродни порядку-беспорядку, а на самом деле она ему ортогональна. Беспорядок может быть наполнен смыслом ("творческий бардак"), а может и нет (дети в игрушки поиграли-поиграли, устали, раскидали и разошлись). И порядок тоже может быть наполнен смыслом (все вещи на своих местах, расположены логично и просто для осознания), а может и не быть (все вещи лежат красиво и аккуратно: синие большие книжки - на этой полке, а красненькие маленькие книжечки - вот на этой полочке, и все по росту, по росту, большие слева, маленькие справа).

И ещё одна мера - умение выражать свои мысли так, чтобы они были понятны не только автору, но и собеседнику, и понимались разными людьми не слишком по-разному. Это умение, кстати, очень тесно связано с грамотностью, или просто с чувством языка. А профанация в данном случае - употребление таких слов и в таком порядке, что результат понимается с трудом и неоднозначно. Шикарный, просто-таки классический пример профанации в потоке сознания - здесь (занятно: такой профанации подвержен не только автор темы, но и в некоторой степени другие собеседники; взаимная профанация помогает им лучше не понимать друг друга).

Мера профанации для каждого человека практически постоянна, независимо от его сиюсекундного занятия. Если мера - отсутствие профессионализма, то оно, это отсутствие, будет во всём. Когда человек занят своим профессиональным занятием - он непрофессионален. Когда человек говорит что-нибудь - он непрофессионален. Когда человек пишет о чём-то - он непрофессионален, на какую бы тему ни писал. На тему экономики, истории, медицины, психологии, языка... Если такой человек пишет стихи, то у него обязательно будут хромать и рифма, и ритм, и размер, и даже ударения в словах. Такой человек умудряется оказаться профаном даже в таких вещах, где это и представить-то сложно. Например, описывая фрукты-овощи, какие они, дескать, вкусные и полезные, он просто сделает ошибки практически во всех названиях этих самых фруктов.

И на эту ситуацию совершенно не получается повлиять извне. То есть человека не удаётся не то чтобы подтолкнуть к тому, чтобы он как-то повзаимодействовал со своей мерой профанации в плане её уменьшения (такие попытки предпринимались и в разговоре по ссылке, которую я привёл чуть выше), но до него не удаётся даже донести мысль, что он что-то делает не совсем верно. Намекнув человеку, что в экономических аргументах и расчётах он очень сильно наврал, через некоторое время получаем следующую мысль на тему экономики с той же степенью достоверности, потом - что-то из истории неадекватное, затем - явный бред, выданный за цитату из Маркса. А исправив ошибки человека в названиях фруктов-овощей, получаем дежурное "спасибо" и тут же - ошибку в названии следующего фрукта. Мысль о том, что перед тем, как отправить написанное, надо бы остановиться, подумать и проверить - аргументы, факты, орфографию, пунктуацию (да хоть в Гугле с Википедией!), - эту мысль донести до человека не получается. Не влезает в него такая мысль, ибо она для человека с данной мерой профанации - абсурдна.

К чему я это... Если вы заметили, что человек в какой-нибудь области кажется авторитетом, высказывает мысли подобно специалисту, выглядит умудрённым знаниями и практическим опытом, а при ближайшей проверке оказывается профаном, - не ждите от него профессионализма нигде вообще, ни в этой, ни в каких других областях. Он будет одинаково профанировать всё. Мера профанации - константа.

О, дай мне, Господи, достичь, окончив путь,
Чего-нибудь, чего-нибудь, чего-нибудь!..
[М. Щербаков]
Previous post Next post
Up