Что мы празднуем 8 Марта?

Mar 08, 2013 20:43

Владимир Дмитрук

Скептическим отношением к празднику 8 Марта сегодня никого не удивишь. При этом речь не идет о сознательном отрицании самой идеи этого праздника, в котором сходятся те, кто по видимости считается антиподами - откровенные реакционеры-черносотенцы и такие же откровенные либералы. И те, и другие отрицают праздник потому, что достаточно ясно представляют смысл этого праздника, и отрицают они именно этот смысл. Но в последнее время к этому празднику скептически начинают относиться даже те, кто всячески приветствует его истинный смысл, и те, кто его не понимает и понимать не хочет.

Собственно, самая последняя категория людей является самой значительной и можно прямо говорить, что это сейчас именно ее праздник - женский день. Само это народное название праздника появилось еще в советские времена, задолго до того, как официальные власти начали делать все, чтобы стереть из памяти народа истинное содержание праздника. Мало того, еще в советские времена это простонародное понимание праздника превалировало в прессе, и, в общем-то, стало официальным. Позволю себе даже сделать такое предположение, которое, правда не могу ничем подтвердить: не исключено, что сейчас о происхождении дня 8 марта упоминается не реже, а то и чаще, чем при Советской власти. Разумеется, что сейчас очень часто эти упоминания носят иронический характер, а нередко и откровенно злобный, но их вполне может быть больше чем в советские времена, когда об истории праздника не упоминалось, потому, что эта история считалась общеизвестной.

Это, конечно, не важно, когда имя Клары Цеткин в связи с празднованием 8 марта упоминалось чаще. Не важно даже, когда именно праздник потерял свой классовый, революционный и даже феминистический характер, и превратился в день, подчеркивающий, как бы выразились феминистки, гендерное неравенство, поскольку ясно, что это произошло отнюдь не после 1991 года, а задолго до этого.

Сегодня речь о другом - о том, что теряет свой смысл даже тот обессмысленный день женщины, которые все привыкли праздновать, не задумываясь, по традиции, как привыкли чистить зубы по утрам или здороваться со знакомыми.

Впрочем, возможно, в последнем сравнении кроется если не решение нашего вопроса, то, по крайней мере, намек на правильную его постановку. Ведь, если мы обратим внимание на тенденцию, которая намечается в вопросе со «здорованьем», то мы без труда заметим, что эта традиция тоже потихонечку исчезает. Мы здесь не будем рассматривать сельскую традицию здороваться со всеми, кто встретился на пути, а вспомним о совсем еще недавней привычке здороваться с соседями по подъезду, которая исчезает прямо на наших глазах. В старых домах она еще кое-кем поддерживается, а вот в новых - в человеке, здоровающемся с соседями, сразу узнаются те, кто недавно снял квартиру; хотя через короткое время они улавливают, что это совсем необязательно и здороваться перестают.

В последнее время праздник 8 Марта не то, чтобы исчезает, а как-то скукоживается. В школе уже не мальчики поздравляют девочек, а только все вместе - учительниц. На работе это уже не всеобщая пьянка, а только в рамках администрации. Видимо, что и в семьях что-то происходит, поскольку вечером 7 марта цветов на цветочных базарах остается видимо-невидимо.

Кстати, цветы - не только индикатор отношения к 8 Марта, но и одна из причин скепсиса по отношению к этому празднику. Все большее количество людей называют его праздником продавцов цветов и конфет. И не нужно думать, что 8 Марта вытесняется Днем святого Валентина или, скажем Днем Матери, на что в свое время рассчитывали либералы. Что касается Дня Матери, то этот импортный праздник, похоже, вообще не имеет шансов прижиться на здешней почве, а день святого Валентина начал деградировать вместе с 8 Марта, который он призван был заменить, и по той же самой причине - что он однозначно ассоциируется с покупкой цветов, конфет, открыток-сердечек, и никак не ассоциируется с человеческими отношениями.

Бесспорно, что во многом увядание «праздника весны и любви» является результатом затянувшегося экономического кризиса (просто у обывателя не хватает денег на цветы, вот он и ноет), но есть и более глубокая причина, по отношению к которой текущий экономический кризис - лишь один из исчезающе малых моментов. Эта причина - принципиальная неспособность капитализма разрешить те проблемы, которые в свое время вызвали к жизни этот красный день в календаре, и исчезновение всякой надежды на то, что в ближайшее время они могут быть разрешены.

Кого-то это может удивить - ведь на дворе очевидное равноправие и доказательств этому - масса. Вот одно из последних:

«На днях СМИ радостно сообщили, что, согласно рейтингу журнала Forbes из 1426 миллиардеров 138, то есть почти 10% - женщины, причем количество их за последний год выросло». Правда, тут же отмечалось, что большинство из них не очень напрягалось, чтобы скопить свои миллиарды.

Примечателен пример самой богатой женщины планеты, каковой является 90-летняя Лилиан Беттанкур, наследница империи L'Oreal. Она с 30 млрд. на девятом месте в списке. Единственная проблема, что она страдает старческим слабоумием и поэтому не вправе распоряжаться своим капиталом. Это, разумеется, не типический пример, но весьма показательный.

Чуть ранее Forbes опубликовал список женщин-миллиардеров, которые сами "заработали" (это у них так теперь называется) свой миллиард. Причем эти деньги они заработали сами. Мы оставляем в стороне вопрос, насколько справедливо считать, что вошедшая в этот список жена бывшего мэра Москвы Лужкова Елена Батурина сама "заработала" свои миллиарды и сколько там еще таких "работящих". Мы отметим, что в этом списке всего 14 человек. Притом, на США и Европу, то есть, так сказать, эталонные, или как они сами себя называют, демократические, цивилизованные страны, приходится всего шесть из них.

Поэтому, если внимательно посмотреть на цифры, получается ровно противоположное тому, что хотели доказать. Оказывается, что даже в самых богатых классах положение женщины не особо улучшилось за последние столетия. Небезызвестно, что при феодализме существовали свои «салтычихи» и тоже, разумеется, не в единичных экземплярах. Особенно, когда феодализм уже начал разлагаться, и бывшие благородные рыцари в основном спились, проигрались в карты, погрязли в разврате (не этой ли самой болезни симптом мы имеем в виде увеличения количества женщин-миллиардеров?) И на заре капитализма встречались «вассы железновы». Но все это не только не улучшало положения женщины в целом, но даже нисколько не колебало патриархальные порядки в самом господствующем классе.

То же самое и относительно аргументов от политики. Мол, смотрите сейчас и Ангела Меркель, и Олбрайт-Райс-Клинтон. Но все эти аргументы смешны по сравнению с тем, что в России в течение XVIII правило аж четыре императрицы. Сильно ли это свидетельствует о хорошем положении русских женщин?

Конечно, все это не значит, что в положении женщины капитализм ничего не поменял. Все это значит только то, что изменения в положении женщин господствующего класса, происшедшие при капитализме, несущественны и далеко не всегда связаны собственно с развитием капитализма. Например, самое большее количество женщин-президентов отнюдь не в самых развитых странах капитализма, а в Азии. Мало того, в последнее время мы столкнулись с тем, что благодаря стараниям самых развитых капиталистических стран в той же Азии и Африке положение женщин резко ухудшается, поскольку к власти там пришли поддерживаемые Западом исламистские режимы.

Прогрессивные изменения, которые принес капитализм в положение женщин выражаются вовсе не в количестве миллиардерок-миллионерок, президенток и премьерок.

И хоть это звучит несколько неожиданно, но классики марксизма видели прогрессивное влияние капитализма на положение женщин в том, что машинное производство позволило начать массовую эксплуатацию женского труда наряду с мужским. Они полностью осознавали тот факт, что это означало для женщин удвоение гнета: к старому домашнему рабству добавлялось рабство фабричное. Не вдохновляли их и капиталистические формы избавления женщины от домашнего рабства - то ли за счет того, что мужья, ставшие в результате применения дешевого женского труда безработными, вынуждены были выполнять женскую работу, то ли за счет постепенного уничтожения семьи в условиях капитализма.

Все это не прогресс - а тупик, из которого не может быть выхода.

Прогресс в женском вопросе марксизм видит не в достижении женщинами равного положения с мужчинами-эксплуататорами или мужчинами-эксплуатируемыми (то, что капитализм не в состоянии добиться даже этого определяется отнюдь не его сущностью, а есть для него пережиток, благодаря которому при капитализме до сих пор производство детей не перестало существовать как полностью нерентабельное).

Прогресс, который вносит капитализм в решение женского вопроса, марксизм видит в том, что включение женщин в капиталистическое производство в качестве эксплуатируемых, а не эксплуататоров - это путь к действительной свободе женщины, ибо это путь ее в революцию.

А без женщин невозможна никакая успешная революция. Женщины были активнейшими участницами Великой французской революции. Именно по инициативе женщин произошли такие ее ключевые события как поход на Версаль 5-6 октября 1789 года, сорвавший роялистский заговор и взятие дворца Тюильри 10 августа 1992 года, в результате которого было покончено с монархией, а король арестован.

Победившая в результате этих решительных действий буржуазия заплатила парижским революционеркам тем, что гильотинировала их предводительниц и под страхом смерти запретила выступать в публичных собраниях.

Но всякая новая волна революции поднимала на борьбу все новых и новых представительниц прекрасного пола. И в данном случае в этом выражении нет ни тени фарисейства. Женщины революции в самом деле были прекрасны самой человеческой в мире красотой - красотой самопожертвования во имя лучшего будущего человечества. Особо богата в этом отношении история русской революции. Софья Перовская, Геся Гельфман, Мария Кутитонская, Мария Калюжная, Софья Гинзбург, Анастасия Шехтер, Анна Корба, Антонина Лисовская, Прасковья Ивановская, две сестры Вера и Ольга Любатович, три сестры Субботиных - Евгения, Мария, Надежда и их мать Софья Александровна, три сестры Вера, Евгения, Лидия Фигнер, Вера Засулич. Этот перечень можно продолжать и продолжать.

Февральская революция в России полностью была сделана руками женщин.

Октябрьская революция дает новый небывалый всплеск активности женщин. Ее активнейших участниц даже весьма крупного масштаба перечислить поименно уже не так просто - это сотни имен.

На слуху первая в истории женщина министр - Александра Коллонтай, она же - первая женщина-посол.

Куда меньше вспоминают о том, что в самые сложные годы - с 1917 по 1920 годы секретарем ЦК большевистской партии была Елена Дмитриевна Стасова, дочь знаменитого русского музыкального критика Д.Стасова.

Руководительницей восстания против Временного правительства на Украине была Евгения Бош. Она же возглавила первое правительство Советской Украины.

Роза Люксембург вместе с Карлом Либкнехтом в период первой мировой войны спасли честь немецкой социал-демократии, возглавив то ее крыло, которое не пошло в услужение немецкому империализму и сохранило верность принципам интернационализма и демократии.

Примечательно, что количество немцев, которые в день подлого убийства Розы Люксембург и Карла Либкнехта приходят на демонстрацию их памяти в Берлине, с каждым годом растет, и в этом году превысило уже 10 тыс. человек.

ХХІ век только начался, но и он уже успел выдвинуть выдающихся женщин, имена которых ассоциируется с борьбой против господства капитала. Среди них - вот еще одна незадача для капитализма - два действующих президента крупнейших латиноамериканских стран: Дилма Русефф и Кристина Киршнер.

В последнее время рядом с именем бывшей партизанки Дилмы Русефф в СМИ замелькало имя сегодняшней колумбийской партизанки Тани Неймейер, уехавшей из Голландии, чтобы присоединиться к борьбе за лучшее будущее колумбийских крестьян. Но дело отнюдь не в громких именах. И даже не в тех тысячах, десятках, а может и сотнях тысяч девушек, которые завидуют сегодня даже не Дилме Русефф, а Тане Неймейер. Дело в тех миллионах и миллионах никому неизвестных женщин, которые доведены капитализмом до самого отчаянного положения, как раз до такого, из которого нет иного выхода, кроме как только новая революция, которая покончит с теми проблемами, которые вызвали появление праздника 8 Марта. Революция, которая каждый день сделает женским днем, человеческим

http://propaganda-journal.net/6713.html

история, борьба, общество

Previous post Next post
Up