Многие историки, в частности В. Краснов, считают, что перед Великой Отечественной войной советское военное кораблестроение прошло три этапа. Первый этап, который продолжался до 1933 года, характеризовался восстановлением уже имеющихся в наличии суден: три линкора типа «Севастополь», крейсеры «Профинтерн», «Червона Украина», «Аврора», «Коминтерн» и др. А также были достроены корабли, заложенные еще до революции.
На втором этапе начала выполняться программа по военно-морскому строительству, принятая Советом Труда и Обороны в июне 1933 года. Основной упор был сделан на подводные лодки, которых за 1934-1937 года удалось построить 128 единиц. Кроме того, почти удвоилось количество сторожевых кораблей, утроилось количество торпедных катеров, тральщиков и т. п.
Третий этап был связан с разработкой «Большой строительной программы 1938 года», согласно которой база Военно-Морского Флота наращивалась от малых кораблей к линкорам с крупнокалиберной артиллерией. За 10 лет предполагалось построить 30 крупных артиллерийских кораблей и 28 легких крейсеров, сотни надводных, подводных кораблей, а также судов обеспечения. Именно в это время отечественные кораблестроители приступили к созданию линкоров проекта 23 (типа «Советский Союз»).
Разумеется, что для столь масштабного проекта собственного опыта было недостаточно, поэтому его переняли за рубежом. В книге А. Васильева и А. Морина «Суперлинкоры Сталина» есть сведения о том, что соответствующее предложение от итальянской фирмы «Ансальдо» было получено в марте 1936 года. После этого советские специалисты посетили Апеннины, где удалось приобрести ценные материалы о строительстве линкоров и крейсеров. Также была достигнута договоренность о возможности применения на советских кораблях системы подводной защиты, аналогично используемой на итальянских кораблях.
Несмотря на все трудности, закладка главного корабля «Советский Союз» состоялась 15 июля 1938 года. 31 октября был заложен второй линкор «Советская Украина» в г. Николаеве, а в 1939 и 1940 годах - еще два: «Советская Белоруссия» и «Советская Россия» соответственно. Все четыре корабля предназначались для Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского и Северного флотов. В 1941 году планировалось заложить еще один линкор «Советская Грузия». Согласно Генплану постройки суден, основной корабль должны были спустить на воду в первом квартале 1941 года при технической готовности около 50% и техперсонале в 5 тыс человек. В августе 1942 года корабль предполагалось поставить на сухой док, а в 1943 году - сдать ВМФ.
Заметим, что на тот момент уже было подписано англо-советские соглашения 1937 года, главным условием которых было оповещение зарубежных партнеров об этих закладках. СССР придерживался установленных норм при кораблестроении, где водоизмещение составляло не более 35 тыс тонн, а главный калибр - до 406-мм. Напомним, что водоизмещением корабля (судна) называют количество воды, вытесненной подводной частью корпуса корабля (судна). Масса этого количества воды равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы.
В целом строительство линкоров требовало огромных затрат. Стоимость только четырех кораблей типа «Советский Союз» достигала почти одной трети расходной части годового бюджета страны (В. Краснов «Военное судостроение накануне Великой Отечественной войны»). Однако весной 1940 года было принято решение о сворачивании строительства крупных кораблей. Причин тому несколько. Начнем с того, что еще в начале 1930-ых годов советское руководство наиболее вероятным противником считало Японию. Это обстоятельство вынуждало укреплять Тихоокеанский флот, основанный в 1932 году. Но после того как обнаружилось, что воевать придется с Германией, с которой морские боевые действия могли бы разворачиваться разве что на балтийской арене, строительство линкоров уже не соответствовало концепции подготовки к предстоящей войне. Разумеется, что для такого небольшого водоема огромные корабли вовсе не нужны. Кроме того, стало очевидным преимущество авиации над артиллерийскими кораблями. К тому же советско-финская война выявила ряд существенных недостатков в механизмах и вооружении кораблей, впервые используемых в зимних условиях. В результате чего строительство было сосредоточено на средних и малых надводных кораблях, подводных лодках, боевых катерах.
Поэтому после начала войны Наркомы И.И. Носенко и Н.Г. Кузнецов подготовили скорректированный план, который предусматривал остановку строительства линкоров. Например, на момент его окончания техническая готовность линкора «Советская Украина» в Николаеве составляла около 18%. После того, как наши войска оставили город 16 августа 1941 года, советский корабль попал в руки немцев. Он стал объектом повышенного внимания немецких специалистов. В дальнейшем оккупанты сняли с корабля более 30% металла и брони, а при отступлении в марте 1944 года привели корпус в состояние, исключающее возможность восстановления.
После окончания войны вопрос о целесообразности достройки линкоров проекта 23 рассматривался соответствующей комиссией, которая в сентябре 1946 года дала заключение, согласно которому корабли типа «Советский Союз» даже после модернизации будут уступать по своим боевым качествам иностранным аналогам. В результате чего корпуса крупных артиллерийских суден были разобраны.
Однако от идеи строительства линкоров не отступили, после чего началась разработка кораблей проекта 24, способных вести успешную борьбу со всеми видами суден противника. На этот раз главную опасность представляли американские военные корабли типа «Айова». Однако после смерти Сталина вопрос о строительстве линкоров был закрыт, а работы в этой области, включая проект 24, приостановлены.
В заключении отметим, что линейные корабли типа «Советский Союз» в 1938-1940 годах по своей боевой мощи уступал только японским кораблям типа «Ямато». Однако решение приостановить строительство было вполне целесообразным. Достаточно вспомнить, что за все время войны ни один из отечественных крупных кораблей не имел боевых столкновений с морским противником. Как пишет А. Васильев в своей книге «Линейные корабли типа «Советский Союз», отечественные линкоры и крейсеры в основном оказывали огневую поддержку сухопутным войскам, а на Черном море в начальный период войны сочетали ее с транспортными операциями. На заключительном этапе войны советские крупные надводные корабли принимали участие в основном в обеспечении ПВО своих баз. Военные потери СССР в линкорах и крейсерах оказались самыми низкими среди флотов всех стран-участниц (14,3% против 25% в среднем по флотам).
Но главное то, что Вторая мировая война показала окончание эры тяжелых артиллерийских кораблей, соответственно линкоры и крейсеры утратили роль главной ударной силы флота, уступив ее морской авиации и подводным лодкам.
Статья опубликована в газете «Новая волна+»
Станислав Ретинский