Партийность в рок-музыке

Dec 26, 2010 11:43

Станислав Ретинский
Величайшая заслуга Ленина состоит в том, что он ввел понятие борьбы партий в философии, которая в конечном счете выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества. «Беспартийные люди в философии - такие же безнадежные тупицы, как и в политике» - писал он в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Данное утверждение распространяется на все формы общественного сознания, в том числе и на рок-музыку. Проследив за ее развитием, можно убедиться, что рок-музыка является не простым отражением чувственного восприятия действительности, а именно специфической формой сознания общественного бытия. Поэтому партийность здесь такое же обычное явление, как и в политике.

С момента своего появления в середине 50-х гг. и вплоть до конца 60-х гг. рок-музыка (ее тогда еще называли рок-н-ролл) представляла собой в основном набор сладеньких песенок о любви характерных для раннего «общества потребления». Но, как известно, общественное сознание резко меняется в эпоху социальных потрясений. Два грандиозных события коренным образом изменили сущность рок-музыки, тем самым определив ее дальнейшую судьбу. Речь идет о войне во Вьетнаме и студенческих демонстрациях в Европе. С тех пор рок-музыке суждено было стать рупором бунтующей молодежи. И не надо быть слишком строгим к ней с эстетической стороны, так как молодежь искала наиболее доступное средство самовыражения.

Самым ярким примером смены содержания рок-музыки является творчество Джона Леннона. Он решительным образом порвал со славным битловским прошлым и начал петь о том, о чем было трудно себе представить в эпоху битломании. Он пел о рабочем классе, ликвидации частной собственности и передачи власти народу. Его песни были призывом к смене существующего положения вещей. К тому же помимо творчества он занимался активной общественной деятельностью. Участие в антивоенных демонстрациях и акциях в поддержку ИРА для него было обычным явлением. Разумеется, эта чрезмерная активность не прошла мимо внимания властей. Они заткнули рот неугомонному музыканту руками Марка Чепмена в 1980 году.

Антивоенная тематика была ведущей в рок-музыке во второй половине 60-х гг. Сначала она была довольно наивной по форме и выступала в образе хиппи. Абстрактный пацифизм и ненасильственное сопротивление были их отличительными особенностями. Но то, что было реакционным по форме являлось довольно прогрессивным по содержанию. Например, активисты «Черных пантер» в свое время были тесным образом связаны с этим движением. Интересен и тот факт, что гуру хиппи гитарист Джимми Хендрикс активно сотрудничал с «пантерами». Бытует мнение, что его смерть - это не банальная передозировка, а целенаправленное убийство.

Как известно одна крайность порождает другую. Поэтому ответом на наивный пацифизм хиппи стала мрачная музыка Black Sabbath. В каких только грехах не обвиняли музыкантов группы: поклонение дьяволу, занятие черной магией и т. д. Но за всем этим мракобесием скрывался вполне социальный подтекст. Альбомы «Paranoid» и «Master of Reality» буквально пропитаны протестом против ядерной войны и самоуничтожения человечества. В своем последующем творчестве музыканты Black Sabbath уже не поднимали социальных вопросов. И лишь недавно Оззи Осборн, который является одним из основателей группы, в своем альбоме «Black Rain» вернулся к тому с чего начинал - острой социальной проблематике.

Темой отдельной статьи является творчество группы Pink Floyd, которое находило самые положительные отзывы в Советском Союзе. Начиная с альбома «Dark Side of the Moon», критика капиталистических отношений стала неотъемлемой составляющей их музыки. Несомненно, вершиной этой критики является альбом «The Wall». Его можно назвать также вершиной всего социального рока, так как Pink Floyd лучше всех изобличила отчуждение человека от своей собственной сущности. Конечно, лидер группы Роджер Уотерс, не лишен доли филистерства, как и многие музыканты западного мира. Мало того, что в последующем альбоме он извратил внешнюю политику СССР, так еще и дал концерт в Берлине в 1990 году по случаю падения стены.

Левый уклон в рок-музыке резко пошел на спад в конце 70-х гг. Это объясняется неолиберальными реформами, которые в значительной мере урезали социальные гарантии. Они привели к поиску «крайних» и как следствие росту ультраправых настроений в обществе. Так на одном из своих концертов Эрик Клэптон сначала крикнул со сцены, чтобы «чёрные» убирались из зала, потому что их слишком много в Британии, а затем призвал голосовать за Эноха Пауэлла, выступающего за ограничение въезда иммигрантов в страну. Откровенно фашистских взглядов придерживался Дэвид Боуи, который не только не скрывал своих симпатий к Гитлеру, но также считал, что Британия нуждается в фашистском лидере.

Музыканты левых взглядов тут же отреагировали на подобные заявления и провели широкую кампанию под названием «Рок против расизма». Наиболее активное участие в ней приняла группа The Clash. Возможно, это единственный случай, когда западные музыканты искали вдохновения в СССР. Вершиной их творчества стал альбом «Sandinista!», выпущенный в поддержку Сандинистского фронта в Никарагуа. Интересен тот факт, что этот тройной альбом продавался по цене одного, а цена билетов на концерт не превышала нескольких долларов. Все это, безусловно, способствовало укреплению симпатий к сандинистам на Западе, против которых была раскручена целая контрагитация. Ответом правых на «Рок против расизма» стал фестиваль «Рок против коммунизма». Состав участников был настолько незначительным, что останавливаться на них нет смысла.

В 80-х гг. наступление правых в рок-музыке продолжало нарастать. Это время по праву считается эпохой хеви-метала, но большое заблуждение считать эту музыку аполитичной. Например, группа Manowar активный пропагандист фашиствующих организаций, а их альбом «Hail to England» назван по аналогии с нацистским «хайль». Композиция группы AC/DC «Back in Black» стала гимном нацистской партии Америки. Достойным ответом на фашизацию рок-музыки стала Sepultura. Кстати, это единственная западная группа, выступившая на Кубе.

После поражения социализма реакция поглотила рок-музыку целиком и полностью. С начала 90-х гг. становится все труднее разглядеть в ней действительно прогрессивные явления. Но если они и встречаются, то зачастую в творчестве музыкантов начавших свою деятельность еще в годы «холодной войны». Группу Judas Priest в силу ее сценического имиджа нередко обвиняли в фашизме. Но проверить принадлежность к той или иной партии возможно лишь через ее творчество. Поэтому настоятельно рекомендую прослушать композицию «Revolution», очень уж она хороша и по форме и содержанию.

If you think its over
Better think again

Therell be no compromise
Turning up the power
Feel adrenaline
Move into overdrive

Here comes the revolution
Time for retribution

If you think id back down
Or accept defeat

Brace for the aftershock
Driven to the limit
Take it to the streets
Give it everything youve got

Here comes the revolution
Time for retribution

Time to come together
Revolution
Living on forever
Revolution
Get ready for the evolution

Here comes the revolution
Time for retribution

http://propaganda-journal.net/3114.html

музыка, революция, антикапитализм

Previous post Next post
Up