Половой вопрос или грамотность в любви

Dec 04, 2010 01:06

Кристина Москаленко
И поэтому любовь не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения. Силы "любовной" любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая.

http://propaganda-journal.net/3017.html


Очень важным на сегодняшний день есть «чувственный» вопрос. Как думаете, по-настоящему грамотный человек грамотен в делах любовных? Вот я считаю, чтоб быть действительно грамотным - и в самом прекрасном, а также необходимом каждому человеку чувстве, нужно разбираться. Ведь без чувства любви - кто мы? Машины с великим именем «Человек»? Каким могло бы быть искусство, если бы оно не имело чувственного наполнения? О какой человеческой культуре мы можем говорить, если отделим ее от любви? От любви к жизни, к делу, к человеку?.. А счастье? Человеческое счастье, да и жизнь вообще человеческая, невозможны без чувств.

Так вот, о грамотности в любви. В особенности - к человеку, к противоположному полу. Так как именно благодаря этой любви возможна и вся остальная. Грамота здесь своеобразная, во сто крат труднее она, чем любая другая. Ведь дело-то в человеческих отношениях. А это всегда самая сложная, но и самая интересная сфера.
Для того, чтоб развить у человека чувства, необходимо развивать человека вообще. И сегодня под «любовной» грамотой понимают совсем не то, что могло бы научить человека по-настоящему любить. Может быть, как раз потому, что действительное универсальное развитие сегодня невозможно. Люди не грамотны вообще, поэтому и в любви неграмотность процветает: любовью считается то, что больше всего приближает нас к животному миру.

Но как же научиться самим и научить будущее поколение любви? И как не придать огромного значения тому физиологическому, которое совсем не раскрывает в нас «любовный» потенциал в истинно человеческом смысле? Антон Семенович Макаренко - известный педагог и писатель, который входит по решению ЮНЕСКО (1988 г.) в число всего четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления (Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко), очень хорошо описал проблему полового воспитания и способ ее решения. Макаренко в своей «Книге для родителей» говорит о воспитании у детей чувств и о борьбе с «неграмотностью» в любви. Мне кажется, что каждому из нас мысли Антона Семеновича были бы очень полезными, и особенно, если учесть, что все мы так или иначе сталкиваемся с воспитанием. А, чтоб развить настоящие чувства у будущего поколения, задуматься (и, конечно же, начать самим любить) нужно уже сегодня.

Выдержки из «Книги для родителей» А.С. Макаренка»

Никакие разговоры о "половом" вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным.
Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве. Половое воспитание и должно заключаться в воспитании того интимного уважения к вопросам пола, которое называется целомудрием. Уменье владеть своим чувством, воображением, возникающими желаниями - это важнейшее уменье, общественное значение которого недостаточно оценено.

Многие люди, говоря о половом воспитании, представляют себе половую сферу как нечто совершенно изолированное, отдельное, как что-то такое, с чем можно вести дело с глазу на глаз. Другие, напротив, делают из полового чувства какой-то универсальный фундамент для всего личного и социального развития человека; человек в их представлении есть всегда и прежде всего самец или самка. Естественно, и они приходят к мысли, что воспитание человека должно быть прежде всего воспитанием пола. И те и другие, несмотря на свою противоположность, считают полезным и необходимым прямое и целеустремленное половое воспитание.

Мой опыт говорит, что специальное, целеустремленное, так называемое половое воспитание может привести только к печальным результатам. Оно будет "воспитывать" половое влечение в такой обстановке, как будто человек не пережил длинной культурной истории, как будто высокие формы половой любви уже не достигнуты во времена Данте, Петрарки и Шекспира, как будто идея целомудренности не реализовалась людьми еще в древней Греции.

Половое влечение не может быть социально правильно воспитано, если мыслить его существующим обособленно от всего развития личности. Но и в то же время нельзя половую сферу рассматривать как основу всей человеческой психики и направлять на нее главное внимание воспитателя. Культура половой жизни есть не начало, а завершение. Отдельно воспитывая половое чувство, мы еще не воспитываем гражданина, воспитывая же гражданина, мы тем самым воспитываем и половое чувство, но уже облагороженное основным направлением нашего педагогического внимания.

И поэтому любовь не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения. Силы "любовной" любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая.

Человек, который любит свою родину, народ, свое дело, не станет развратником, его взгляд не увидит в женщине только самку. И совершенно точным представляется обратное заключение: тот, кто способен относиться к женщине с упрощенным и бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин; его отношение к общему делу будет так же цинично, ему нельзя верить до конца.

Половой инстинкт, инстинкт огромной действенной силы, оставленный в первоначальном, "диком" состоянии или усиленный "диким" воспитанием, может сделаться только антиобщественным явлением. Но связанный и облагороженный социальным опытом, опытом единства с людьми, дисциплины и торможения, - он становится одним из оснований самой высокой эстетики и самого красивого человеческого счастья.

Семья - важнейшая область, где человек проходит свой первый общественный путь! И если этот путь организован правильно, правильно пойдет и половое воспитание. В семье, где родители деятельны, где их авторитет естественно вытекает из их жизни и работы, где жизнь детей, их первые общественные движения, их учеба, игра, настроения, радости, огорчения вызывают постоянное внимание родителей, где есть дисциплина, распоряжения и контроль, в такой семье всегда правильно организуется и развитие полового инстинкта у детей. В такой семье никогда не возникнет надобности в каких-либо надуманных и припадочных фокусах, не возникнет, во-первых, потому, что между родителями и детьми существует совершенно необходимая черта деликатности и молчаливого доверия. На этой черте взаимное понимание возможно без применения натуралистического анализа и откровенных слов. И, во-вторых, на той же черте значительным и мудрым будет каждое слово, сказанное вовремя, экономное и серьезное слово о мужественности и целомудрии, о красоте жизни и ее достоинстве, то слово, которое поможет родиться будущей большой любви, творческой силе жизни.

В такой атмосфере сдержанности и чистоты проходит половое воспитание в каждой здоровой семье.
Будущая любовь наших детей будет тем прекраснее, чем мудрее и немногословнее мы будем о ней говорить с нашими детьми, но эта сдержанность должна существовать рядом с постоянным и регулярным вниманием нашим к поведению ребенка.
Никакая философия, никакая словесная мудрость не принесет пользы, если в семье нет правильного режима, нет законных пределов для поступка.

любовь, Макаренко, общество

Previous post Next post
Up