9 октября 2024,
https://yandex.ru/maps/-/CDhXzD~BОб этом храме два весьма почтенных дореволюционных автора написали разное.
Василий Матвеевич Орлов:
[Орлов, 1886, стр.157] Василий Гаврилович Добронравов:
[Добронравов, (1895), стр.394]
Если верить биографам, оба автора были выпускниками Владимирской семинарии (с разницей в 10 лет), оба в ней преподавали (в одни и те же годы), и мне трудно представить, чтобы сии учёные мужи не были знакомы с трудами друг друга. Как же понимать их разные даты?
Допустим, прав Орлов, а Добронравов банально опечатался, и никакого 1831 года не было. Но как тогда быть со справочником Тихонравова, согласно коему в Никольском уже в 1857 году имелась каменная церковь?
[Тихонравов, 1857, стр.318]
Допустим наоборот, опечатался Орлов, а Добронравов исправил его 1861-й на свой 1831-й? Но тогда сему памятнику давно пора присутствовать во всех учебниках в качестве одного из первых опытов Русского стиля времён эклектики, наряду с постройками
В.П.Стасова в
Потсдаме и
Киеве.
Не трудно представить и третий случай, когда правы оба, типа в 1831 построили, а в 1861 перестроили. Но наши авторы писали не один десяток лет спустя, и у обоих нет ни единого намёка на два строительных периода.
В наше время вариант "1861" встретишь не часто (лично мне попадался только на
temples.ru), а вариант "1831" очень даже в моде. На самом храме красуется информационный стенд (почти весь текст дословно списан с
sobory.ru):
1831-й проставлен и в
карточке госреестра со ссылкой на
Приказ Минкульта имени В.Р. Мединского, подписанный его
верным соратником,
пострадавшим за тяжкие труды в Эрмитаже.
И даже такое, казалось бы, сурьёзное издание, как
"Каталог памятников Владимирской области" [1996 г., стр. 98], смело ставит ту же дату, ни грамма не смущаясь появлению такой архитектуры в столь раннее время:
Наконец, в 2004 году незабвенный наш
ГИИ МК РФ издал таки 1-ю часть
Владимирского Свода памятников, авторы коего высказались так:
ссылаясь на обоих уже известных нам преподавателей Владимирской семинарии:
Во-первых, меня искреннне умиляет эта редкостная халатность, с которой во "Своде" делаются ссылки. У Добронравова на указанных страницах писано о совсем другом объекте. А у Орлова указанных страниц вообще нет, ибо их в его книге менее двухсот.
Во-вторых, как нам следует понимать эту писанину? Если авторы свода действительно ссылаются на Орлова, почему не пишут его "1861 год", а если под своим "кон. 19 в." они имеют в виду что-то другое, где ссылка на источник, в котором это "что-то" раскопали, и к чему тогда вообще Орлова поминать? Короче, ооочень научное издание...
Радует, что не пожадничали план нарисовать:
А ещё радует, что авторы свода, заявляя типа мол
смогли таки заметить у этого памятника и нечто достаточно оригинальное:
А если бы не поленились покопаться, нашли бы прямой аналог сего решения в церкви Троицкого погоста той же Владимирской гуернии (фото с
temples.ru):
Ссылок на той странице сайта нет, но указанная дата (1866) наверняка восходит к данным
Василия Марковича Березина:
[вып. 5, 1898 г., стр. 210]
Наличие столь близкого аналога - явный аргумент в пользу орловской датировки Никольской церкви.
Можно вспомнить ещё и то, что завершённые щипцами постаменты боковых глав, вынесенные на самые углы четверика, использовал
Михаил Доримедонтович Быковский в своём
соборе в Бородине (1851-1859):
и очень даже не исключена здесь какая-то связь с двумя нашими владимирскими церквями.
Вот, вроде, и всё, что удалось пока нарыть по теме ...