9 августа 2022,
https://yandex.ru/maps/-/CCU66Ms21C
На плане, который
датируют 1914 годом, сей объект не обозначен. Пришлось поставить звёздочку:
Возможно, это самая изящная и гармоничная (хотя и не самая грандиозная) постройка известного мастера питерского модерна
В.Ю.Иогансена. Называют её по-разному, а сам автор свою статью (
"Зодчий", № 52, 25 декабря 1905) озаглавил так:
Фото из того журнала. Вид с юго-запада:
Далее читаем:
Вид с севера. Упомянутый портик входа в склеп, за ним - часовня:
Задняя сторона (т.е. восточная). Часовня - слева, портик - справа (А.М.Васильев - не в теме):
По тексту мне как-то не очень ясно про эти "8 кв. саж." (36 кв. м. - у некоторых квартира меньше). Оно только к ограде относится или ещё и ко склепу, который под землёй? Во всяком случае, подземная часть постройки больше надземной, иначе не понадобились бы вышеупомянутые балки с арками.
Часовня с северо-запада. Слева торчит угол портика:
Бронзовый потолок строители светлого будущего конечно же упёрли.
Барельеф никто не взял, но постучать по нему молотком всё же не забыли. Типа мол, тута тебе не Турин.
Советское искусствоведение было самым прогрессивным на свете и потому старалось не развращать наш пролетарский вкус
ненужной информацией о всяких там реакционных мастерах, типа этого
Пьетро Каноника, которому его классовая несознательность позволяла изображать даже русских царей с их родственниками-эксплуататорами. А этим барельефом мастер запечатлел образ Лючии, сестры архитектора Иогансена. Столь длинную и мудрёную фамилию она обрела в браке с голландским коммерсантом, шикарный
дом которого в питерской
Коломне всем хорошо известен.
Говорят, в том доме имеется камин с таким же барельефом (чужое фото
оттуда):
Слева от входа в часовню сохранилось клеймо:
В тогдашних адресных книгах на
"Гончарной, 13" действительно числится и "лейтенант флота" Юлий Павлович Корсак, и "Строительная контора", а история той фирмы
весьма запутанная.
Когда строилась часовня, завод, основанный
Карлом Винклером, уже принадлежал его наследникам и располагался, судя по рекламе, на
13-й линии Васильевского острова.
В
известном справочнике сказано:
Однако,
некоторые возражают, что это не лотосы, а маки.
Маки,
как уверяют, символы сна, забвения, праздности... Мне казалось, уж пора бы закончить писанину, забыться и уснуть. Но не тут-то было. Оказалось, встречается мнение, что здесь похоронена не только Лючия фан Гильзе фан дер Пальц, но и супруг её, Генрих Генрихович. И как такому не встречаться, коли
по "спискам ОКН" это "Памятник монументального искусства федерального значения" под названием "Надгробие Г.Г. фан Гильзе фан дер Пальса".
Имеется и ссылка на соответствующее
постановление, полистав которое, найдём: "надгробие фан Гильзе фан дер Пальса Г.Г., 1904 г., арх. Иогансен В.Ю."
Но более всего умиляет
"Описание предмета охраны" из т.н. "единого госреестра минкультуры", составленное, к сожалению не подписавшимся, но безусловно талантливым экспертом, ибо в постройке Иогансена он отыскал не часовню с портиком входа в подземный склеп, а целых два склепа: "... авторская архитектурная композиция из двух склепов-усыпальниц, размещённых на одном участке, но ориентированных на разные стороны света, фан Гильзе фан дер Пальс Лючии на запад, фан Гильзе фан дер Пальса Г.Г. на север ...".
Короче, как гласит Викимудрость,
"Склепы фан Гильзе фан дер Пальса и его жены".
А Генрих Генрихович, знать не зная, что его что его схоронили в 1904-м, благополучно прожил в Питере вплоть до революции.
Справочник 1917 года указывает и его адрес на Английском проспекте (в уже упоминавшемся шикарном особняке), и его должности в различных учреждениях:
Пишут, что он почему-то не захотел строить светлое будущее на лесоповале, вовремя удрал за бугор (сначала отправив туда
своих детей) и вроде бы дожил
до 72 лет в несчастной, вечно загнивающей Европе. Но это уже совсем другая история ...
Вид с юга:
И два вида с юго-востока: