Часть 1 -
https://proofreader-z.livejournal.com/816569.htmlПосле кончины Кульчинского у Коложи не скоро появился "новый летописец". Только уже в самом конце XIX века сию роль сыграл
Иосиф Соколов, в роскошном двухтомном
"Календаре" которого нашему объекту посвящена аж целая сотня страниц (457-557). В 1891-1897 годах сей автор был "епископом Брестским (с резиденцией в Гродно), вторым викарием Литовской епархии" и несомненно лично был в курсе многих подробностей.
Но и по временам гораздо более отдалённым он приводит много любопытной информации, собранной из самых разнообразных источников. Так например, ссылаясь на
Виленский вестник (1898, №44), Иосиф пишет:
Жаль только, что камня того уж не найти ...
Вид с юго-запада:
А в XVII веке по инициативе всем известного
Петра Могилы, Коложский монастырь оказывается хотели сделать
Однако, произошла рокировочка:
В год т.н.
"воссоединения" униятов с синодальной церковью (1839) настоятелем Коложского монастыря был поставлен один из самых деятельных среди новоиспечённых ревнителей Православия
Игнатий Железовский, увлечённый идеей перевода Борисоглебского монастыря с Коложи в центр города, благо что и власти тогда, закрывая весьма добротные монастыри католиков, признавали:
Вид на Коложу со Старого замка:
Как-то сразу же стали обнаруживаться и трещины в стенах древнего храма, и опасный подмыв берега, служившие вескими аргументами в переписке с начальством насчёт столь желанного перевода. Кстати, тогдашней прессою в подмыве берега обвинялся
из-за которой все воды Немана дружно устремились к злосчастному правому берегу ...
Вид с Коложи на Старый замок:
Однако, по заключению виленского епархиального архитектора
Тышецкого, главный источник беды заключался в отсутствии на территории монастыря нормально организованного водоотвода:
Об этом же писал впоследствии и митрополит Иосиф, пусть деликатно, но совершенно внятно обвиняя монастырские власти в самой обычной халатности:
Когда же обвал 1853-го уничтожил почти половину здания, мечты отца-настоятеля получили однозначно зелёный свет, и уже в 1854 году Борисоглебский монастырь обосновался в самом центре города в реквизированном
кляштаре гродненских
бернардинок:
Для сего благого дела бывший "костел Рождества Девы Марии, Св. Антония и Казимира" конечно же не забыли украсить кокошниками, "византийской" главой и целой кучей луковиц:
Церковь занимала одно из самых почётных мест в панорамах Гродно, пока не была наконец разрушена совками
Теперь на её месте тупо маячит банальная каракатица
местного драмтеатра:
Монастырь занялся обустройством своей новой обители
А старая (которая на Коложе) была обращёна в монастырскую ферму, обычно сдаваемую арендаторам.
Вид с востока:
Императоры Николай I и Александр II иногда высказывали беспокойство судьбой древнего храма, Синод соглашался выделить средства
но местные духовные власти этот объект уже совсем не интересовал. Вышеупоминавшийся Железовский писал:
А вот мнение почётного члена Петербургской академии наук(!), тогдашнего митрополита Литовского
Иосифа (Семашко):
Литовская духовная консистория таки вообще высказывалась в духе "кому надо, тот пусть и делает":
Но какой дурак станет всерьёз спорить с царём, а тем паче отказываться от бюджетных денег?... И дело покатилось "по-нашему". В самом конце 1863 года Синод передал Литовской епархии 10 000 рублей и строжайше
Подряд отдали
а чтобы изыскать недостающие средства, был
Поленюсь приводить полностью весьма пространный и возвышенный текст того "Приглашения" (Литовские епархиальные ведомости от 31 января 1864), заканчивавшегося пламенным призывом, дабы ревнители старины
Труды по "восстановлению", начались в 1864 году, но уже
Работы решили не только остановить, но и передать их
Короче, история таки прямо "современная", как и рассуждения вышеупомянутого архитектора Тышецкого, предлагавшего
Любопытно, что выделение денег Синодом и призыв о народном сборе средств приходились непосредственно на время
польского восстания, да и Сидоровский начал работы, когда оно ещё вроде бы не везде было подавлено. Мало того, в том же 1864 году в т.н.
«западные губернии» отправилась экспедиция
ИРАО с целью обследования памятников древности. Участвовавший в оной затее академик
И.И.Горностаев был на Коложе, обмерял руины и составил проект реставрации. Однако, плоды трудов его были опубликованы лишь спустя много лет в
шестом выпуске капитального издания
В.В.Суслова (1900):
Проект Горностаева много критиковали за схематичность и неточность. Лениво перебирать все мелкие подробности, но главное бросается в глаза сразу - явно ни чем не обоснованное понижение западной части храма, ибо верх древней кладки и следы изначальных окон сохранились в том месте даже лучше, чем на других участках стен:
После "реставрации Сидоровского" 1864 года церковь много лет стояла совершенно бесхозной, о чём красноречиво повествует один из рассказов Иосифа. Когда находившиеся в Вильне члены "Церковно-Археологического Общества при Киевской Духовной Академии" изъявили желание получит какой-нибудь раритет для своего музея
Интерьер с юго-востока:
Учёные мужи в ужасе отказались от любезного предложения бескорыстной услуги, но почему, г-н военный так и не въехал. В мемуарах современников о тогдашней Коложе встречается и такая формулировка:
Наконец, пришедший на смену Железовскому новый настоятель, всем известный издатель
Кирилла Туровского, епископ Брестский
Евгений, попытался хоть как-то облагообразить святое место, к сожалению, понимая сию задачу исключительно "по-поповски".
В 1872 году в алтаре устроили часовню. Насколько я понял, только в средней апсиде, ибо
Сама по себе идея с часовней не плоха, однако при этом
Не менее безобразно обошлись и со старыми росписями:
Над аркой апсиды появился щипец с розеткой и крестом, а в самой арке - трёхарочная
По линии упавших стен поставили деревянный заборчик с калиткой на западе, запертой на замок, чисто символический, ибо накладка его свободно отцеплялась от деревяшки,
В таком виде памятник простоял два десятка лет. Как писала пресса начала 1890-х годов
Наконец, очередной епископ Брестский, Иосиф задался целью
Таким образом, была поставлена задача
консервации руинированного памятника, как-то не очень популярная для отечественной практики, тем паче в XIX веке. Мало того, в отличие от, скажем, консервации
Золотых ворот при Николае I, владыка Иосиф восхотел ещё и полноценного
приспособления объекта:
Спроектировать и построить сие непривычное сооружение взялся строительный подрядчик Арсений Моисеевич Пимонов. Его проект одобрил гродненский архитектор Н.В.Романов, а в декабре 1894 года -
Императорская Археологическая комиссия, выразившая "искреннейшую признательность за столь внимательное отношение к памятникам отечественной старины".
Сей подрядчик организовал всё по уму. В 1895 и зимой 1896 года стройматериалы заготовили, распилили и высушили, а весной 1896-го - постройку собрали. Уже 15 июня ст.ст. на главу установили "золочёный, ажурный восьмиконечный крест" (пожертвование производителя работ).
Судя по всему, в тех краях в те годы Пимонов был довольно популярен. Помимо Коложской церкви он тогда строил в Гродно "гимназию, тюремную церковь, монопольные сооружения", а также перестраивал после пожара
Софийский собор (бывшую
Фару Витовта) по проекту академика
Николая Чагина. Однако, его биографических данных я пока нигде не нахожу. Зато сразу вспоминается, что одного широко известного в Западной Беларуси старообрядческого деятеля тоже звали
Арсений Моисеевич Пимонов.
А это, случайно, не одно и то же лицо? может спецы подскажут ...
Коложскую новостройку описывали так:
Упомянутые контрфорсы хорошо видны на старых фото:
Потом от них почему-то отказались.
Лестница в стене северной апсиды открывается в интерьер высокими арочными проёмами. В них были установлены иконы, написанные в 1897 году "местным живописцем - воином Николаем Плотниковым". В конце 2019 года их обнаружили в ризнице
Покровского собора и вернули на Коложу (чужая фотка):
Каменную подпорную стенку с железной решёткой возвело
Министерство путей сообщения (1897)
В таком виде церковь вступала в ХХ век.
==================================
Окончание следует ...