Коложская церковь и Гродненская школа. Часть 2

Jun 11, 2021 23:16




Часть 1 - https://proofreader-z.livejournal.com/816569.html

После кончины Кульчинского у Коложи не скоро появился "новый летописец". Только уже в самом конце XIX века сию роль сыграл Иосиф Соколов, в роскошном двухтомном  "Календаре" которого нашему объекту посвящена аж целая сотня страниц (457-557). В 1891-1897 годах сей автор был "епископом Брестским (с резиденцией в Гродно), вторым викарием Литовской епархии" и несомненно лично был в курсе многих подробностей.




Но и по временам гораздо более отдалённым он приводит много любопытной информации, собранной из самых разнообразных источников. Так например, ссылаясь на  Виленский вестник (1898, №44), Иосиф пишет:


Жаль только, что камня того уж не найти ...

Вид с юго-запада:



А в XVII веке по инициативе всем известного  Петра Могилы,  Коложский монастырь оказывается хотели сделать






Однако, произошла рокировочка:






В год т.н.  "воссоединения"  униятов с синодальной церковью (1839) настоятелем Коложского монастыря был поставлен один из самых деятельных среди новоиспечённых ревнителей Православия  Игнатий Железовский, увлечённый идеей перевода Борисоглебского монастыря с Коложи в центр города, благо что и власти тогда, закрывая весьма добротные  монастыри католиков, признавали:



Вид на Коложу со Старого замка:



Как-то сразу же стали обнаруживаться и трещины в  стенах древнего храма, и опасный подмыв берега, служившие вескими аргументами в переписке с начальством насчёт столь желанного перевода. Кстати, тогдашней прессою в подмыве берега обвинялся


из-за которой все воды Немана дружно устремились к злосчастному правому берегу ...

Вид с Коложи на Старый замок:



Однако, по заключению виленского епархиального архитектора  Тышецкого,  главный источник беды заключался в отсутствии на территории монастыря нормально организованного водоотвода:



Об этом же писал впоследствии и митрополит Иосиф, пусть деликатно, но совершенно внятно обвиняя монастырские власти в самой обычной халатности:





Когда же обвал 1853-го уничтожил почти половину здания, мечты отца-настоятеля получили однозначно зелёный свет, и уже в 1854 году Борисоглебский монастырь обосновался в самом центре города в реквизированном кляштаре гродненских  бернардинок:




Для сего благого дела бывший "костел Рождества Девы Марии, Св. Антония и Казимира" конечно же не забыли украсить кокошниками, "византийской" главой и целой кучей луковиц:




Церковь занимала одно из самых почётных мест в панорамах Гродно, пока не была наконец разрушена совками




Теперь на её месте тупо маячит банальная каракатица  местного драмтеатра:




Монастырь занялся обустройством своей новой обители


А старая (которая на Коложе) была обращёна в монастырскую ферму, обычно сдаваемую арендаторам.

Вид с востока:



Императоры Николай I и Александр II иногда высказывали беспокойство судьбой древнего храма, Синод соглашался выделить средства


но местные духовные власти этот объект уже совсем не интересовал. Вышеупоминавшийся Железовский писал:



А вот мнение почётного члена Петербургской академии наук(!), тогдашнего митрополита Литовского Иосифа (Семашко):



Литовская духовная консистория таки вообще высказывалась в духе "кому надо, тот пусть и делает":





Но какой дурак станет всерьёз спорить с царём, а тем паче отказываться от бюджетных денег?... И дело покатилось "по-нашему". В самом конце 1863 года Синод передал Литовской епархии 10 000 рублей и строжайше


Подряд отдали


а чтобы изыскать недостающие средства, был


Поленюсь приводить полностью весьма пространный и возвышенный текст того "Приглашения" (Литовские епархиальные ведомости от 31 января 1864), заканчивавшегося пламенным призывом, дабы ревнители старины





Труды по "восстановлению", начались в 1864 году, но уже


Работы решили не только остановить, но и передать их








Короче, история таки прямо "современная", как и рассуждения вышеупомянутого архитектора Тышецкого, предлагавшего



Любопытно, что выделение денег Синодом и призыв о народном сборе средств приходились непосредственно на время польского восстания, да и Сидоровский начал работы, когда оно ещё вроде бы не везде было подавлено. Мало того, в том же 1864 году в т.н.  «западные губернии»  отправилась экспедиция  ИРАО  с целью обследования памятников древности. Участвовавший в оной затее академик  И.И.Горностаев  был на Коложе, обмерял руины и составил проект реставрации. Однако, плоды трудов его были опубликованы лишь спустя много лет в  шестом выпуске капитального издания  В.В.Суслова (1900):




Проект Горностаева много критиковали за схематичность и неточность. Лениво перебирать все мелкие подробности, но главное бросается в глаза сразу - явно ни чем не обоснованное понижение западной части храма, ибо верх древней кладки и следы изначальных окон сохранились в том месте даже лучше, чем на других участках стен:




После "реставрации Сидоровского" 1864 года церковь много лет стояла совершенно бесхозной, о чём красноречиво повествует один из рассказов Иосифа. Когда находившиеся в Вильне члены "Церковно-Археологического Общества при Киевской Духовной Академии" изъявили желание получит какой-нибудь раритет для своего музея


Интерьер с юго-востока:



Учёные мужи в ужасе отказались от любезного предложения бескорыстной услуги, но почему, г-н военный так и не въехал.  В мемуарах современников о тогдашней Коложе встречается и такая формулировка:



Наконец, пришедший на смену Железовскому новый настоятель, всем известный издатель Кирилла Туровского,  епископ Брестский  Евгений,  попытался хоть как-то облагообразить святое место, к сожалению, понимая сию задачу исключительно "по-поповски".




В 1872 году в алтаре устроили часовню. Насколько я понял, только в средней апсиде, ибо


Сама по себе идея с часовней не плоха, однако при этом


Не менее безобразно обошлись и со старыми росписями:


Над аркой апсиды появился щипец с розеткой и крестом, а в самой арке - трёхарочная





По линии упавших стен поставили деревянный заборчик с калиткой на западе, запертой на замок, чисто символический, ибо накладка его свободно отцеплялась от деревяшки,





В таком виде памятник простоял два  десятка лет. Как писала пресса начала 1890-х годов



Наконец, очередной епископ Брестский, Иосиф задался целью


Таким образом, была поставлена задача  консервации руинированного памятника, как-то не очень популярная для отечественной практики, тем паче в XIX веке. Мало того, в отличие от, скажем, консервации  Золотых ворот при Николае I, владыка Иосиф восхотел ещё и полноценного  приспособления объекта:


Спроектировать и построить сие непривычное сооружение взялся строительный подрядчик Арсений Моисеевич Пимонов. Его проект одобрил гродненский архитектор Н.В.Романов, а в декабре 1894 года -  Императорская Археологическая комиссия,  выразившая "искреннейшую признательность за столь внимательное отношение к памятникам отечественной старины".
Сей подрядчик организовал всё по уму. В 1895 и зимой 1896 года стройматериалы заготовили, распилили и высушили, а весной 1896-го - постройку собрали. Уже 15 июня ст.ст. на главу установили "золочёный, ажурный восьмиконечный крест" (пожертвование производителя работ).




Судя по всему, в тех краях в те годы Пимонов был довольно популярен. Помимо Коложской церкви он тогда строил в Гродно "гимназию, тюремную церковь, монопольные сооружения", а также перестраивал после пожара  Софийский собор  (бывшую  Фару Витовта) по проекту академика  Николая Чагина. Однако, его биографических данных я пока нигде не нахожу. Зато сразу вспоминается, что одного широко известного в Западной Беларуси старообрядческого деятеля тоже звали  Арсений Моисеевич Пимонов.
А это, случайно, не одно и то же лицо? может спецы подскажут ...



Коложскую новостройку описывали так:



Упомянутые контрфорсы хорошо видны на старых фото:


Потом от них почему-то отказались.






Лестница в стене северной апсиды открывается в интерьер высокими арочными проёмами. В них были установлены иконы, написанные в 1897 году "местным живописцем - воином Николаем Плотниковым". В конце 2019 года их обнаружили в ризнице  Покровского собора  и вернули на Коложу (чужая фотка):



Каменную подпорную стенку с железной решёткой возвело  Министерство путей сообщения (1897)




В таком виде церковь вступала в ХХ век.

==================================

Окончание следует ...

Гродно

Previous post Next post
Up