Коложская церковь и Гродненская школа. Часть 1

Apr 06, 2021 21:39




8 июля 2009, https://yandex.ru/maps/-/CCUQ5SDB-D




В тот день всё было закрыто, и снимать пришлось через забор (благо, что не высокий).




Возможно, самый загадочный памятник древней русской архитектуры. Писали о нём очень многие и очень много, но достоверно мало что известно. Самой капитальной и подробной работой по теме до сих пор остаётся "Древнее Гродно" (1954), нашего знаменитого  Николая Николаевича Воронина. Однако, были и более ранние авторы, коих невозможно не вспомнить, и более поздние исследования, которые нельзя не учитывать.




Прежде всего следует упомянуть Игнатия Кульчинского, архимандрита Коложского монастыря (в то время базилианского), иногда называемого "летописцем" сей обители. В своём "Инвентарии" (1738) он датировал церковь так:






Забавно, но за два с половиною века раскопок и исследования десятков домонгольских зданий наша наука насчёт Коложи так никуда и не ушла от той датировки Кульчинского. И у  П.А.Раппопорта,  в его  статье  1988 года, читаем:


Однако, стоит обратить внимание на слово "все",




ибо вплоть до ХХ века это был единственный известный домонгольский храм города. Положение стало меняться в конце 1920-х, когда после позорно проигранной большевиками  польской войны ясновельможные паны конечно же не постеснялись прихапать Гродно. В 1925 году они открыли в  Старом замке Государственный Музей, а с 1928 года под патронажем тогдашнего коменданта, знаменитого (в будущем) генерала  Клееберга,  начались работы по укреплению Замковой горы.
Замок с левого берега Немана от  монастыря францисканцев
(отсюда:  https://yandex.ru/maps/-/CCUUUYVPpA):




Это "спровоцировало" раскопки и на самой горе, начавшиеся в 1931-м "под наблюдением  Ю.Иодковского,  создателя и директора вышеупомянутого музея.



Тогда-то и была открыта так называемая  Нижняя церковь,  с аналогичным коложскому декором стен из полированных валунов снизу и керамических плиток сверху. Помимо плиток кладку украшали ещё и керамические блюда.




Здание "музеифицировано и доступно осмотру", но туда я тоже не попал. Поэтому - пара чужих фоток с просторов инета не помешают:




Фрагменты верхних частей стен с плитками, голосником и блюдом:



Изначальный вид храма реконструируют примерно так. Уникальное решение - скошенные углы и отсутствие на них лопаток вынудило авторов фантазировать, "а что же делать с архивольтами закомар?".  Ну и подвесили их, типа консолей. А как ещё?...:




В 1956 и 1958 годах на "Замчище" древнего  Волковыска  (как и Гродно относимого к так называемой  "Чёрной Руси") был раскопан фундамент домонгольского храма:



Строительство его по каким-то причинам на фундаменте и остановилось, а "...рядом с фундаментом найдены штабели приготовленного для строительства, но неиспользованного кирпича и большая яма, заполненная известью ... ряд лежащих на земле камней, подготовленных для строительства. Камни эти имеют одну шлифованную сторону..." ( П.А.Раппопорт)









Наконец, в 1980-м в бывшем  базилианском монастыре  раскопали остатки церкви, которую отождествляют с упоминаемой источниками "Пречистенской соборной". И тут "В наружную поверхность стен были вложены крупные камни разного цвета с одной зашлифованной поверхностью... Судя по поливным плиткам, имеющим форму, совпадающую с плитками Нижней и Коложской церквей, вверху стен помимо камней располагались кресты, выложенные из плиток" (опять Раппопорт).


Так собрался небольшой, но очень интересный круг объектов, называемых теперь "Гродненская школа зодчества" (кроме церквей нашли ещё остатки двух гражданских построек). Их объединяют схожие материалы, система кладки и конечно же весьма специфический фасадный декор.




Кроме того сия школа широко практиковала самые разнообразные клейма на кирпичах:





А голосники использовались просто "массово", во всех частях здания и явно не только для акустики, но и для облегчения конструкций. Находки Иодковского в Нижней церкви:



Полы из керамической плитки самой разнообразной формы тоже очень характерны для гродненских храмов:




Иногда "единственным сохранившимся памятником" Гродненской школы называют Коложскую церковь. А что сохранилось то? Две апсиды из трёх + полторы стены, причём не до верху. Уже в XVIIIв. Кульчинский принимал меры к сохранению древней постройки:



Но в 1853 году южная стена и половина западной всё же рухнули в Неман. Рисунок знаменитого  Наполеона Орды датируют 1869 годом. Здесь ещё видна южная апсида. Она обрушится в 1889-м.:




Известны изображения незадолго до обрушения южной стены:







А так же - "через три года по памяти":



Не трудно заметить, что в середине XIX века храм был уже без сводов. Когда они разрушились? По Кульчинскому:





Если читать всё это дословно, выходит, что речь идёт о нашем  Иване III, вражеском  Александре Ягеллончике  и их необъявленной гибридной  "Пограничной войне" (1487-1494). Только я как-то не припомню, чтобы в те годы московиты захотили в Литву столь далеко, таки прямо до Гродно. Н.Н.Воронин выражается категорически: "...Кульчинский пустил в обращение фантастическую версию...". Однако, последнего отчасти извиняет то, что он сам называет всё это "преданием", а предания не редко бывают только "частично фантастическими", восходя всё же к каким-то реальным событиям.

Южная стена Старого замка (а сараеобразные постройки - павильон над руинами Нижней церкви):



Русско-литовских войн было полно, а народная память иногда путает хронологию, в то время как сама по себе история с устройством московитами на Коложе артиллерийской батареи могла таки запомниться (если подобное когда-либо имело место). Ведь она вполне правдоподобна. Не в "Пограничную войну", конечно же, а допустим, в "Тринадцатилетнюю",  когда войска  Тишайшего царя реально дважды захватывали Гродно. Вспомним, что и  сынок его  не шибко церемонился с древними храмами. Всем известна история возведения  Рождественской батареи  во Пскове. И технология та же: "... под куртиною три церкви каменные сверха свода обламанны и в середине насыпаны землею...".  Как будто у Кульчинского списывали ...




Зато, упоминаемый ремонт храма Богушем Богувитиновичем  уже не предание, тут появляются документы. Возможно, первые по данному памятнику. В королевской грамоте 1506 года (текст опубликован всё тем же Кульчинским) сказано, что тот пан:



Слово "опала" логичнее всего перевести как "обвалилась", вопрос - в какой степени? По тексту Воронина выходит, что своды и верх стен уже тогда обвалились полностью. В том же XVI веке появляется и первое изображение Коложской церкви, на котором судя по всему запечатлён плод трудов пана Богуша. Восточную часть венчает двускатная кровля западную - высокиий шатёр, у юго-западного угла - круглая башня. Судя по гравюре, изначальная глава (или главы) до XVI века действительно не дожила, но можно ли твёрдо утверждать, что и от сводов не осталось таки совсем ничего?...




Сомнение вызывает и оценка Ворониным башни: "едва ли она принадлежала самой церкви", пишет он. А почему? Что такого невозможного, если церковь XII века имела лестничную башню? К примеру, вспомним вышеупомянутый Волковыск. Башня была (если она была, конечно) крайней к обрыву частью здания и могла разрушиться ещё задолго до появления изображений XIX века, а археология тут бессильна, ибо берег тот давно уплыл, и ничего уже не проверишь, не докажешь ...




Помимо предания о московской батарее на Коложе, встречается ещё и другая история. Статья в "Литовских епархиальных ведомостях" (№3 за 1866г.) рассказывает, как в годы  Северной войны  КарлXII



Николай Николаевич объясняет всё  просто: "...версия Кульчинского в XIX в. была заменена версией о разрушении сводов войсками Карла XII...". Однако, как говорить о замене, если в статье той приводятся обе версии (и "шведская", и "московская"), а сам автор говорит что разрушение сводов могло не быть единовременным, оно произошло


не забывая при этом напомнить и вышеупомянутые события XVII века:



Вид на Коложу из Старого замка:



В принципе, Коложа - идеальная позиция для обстрела Гродненского замка, и почему бы ею не пользоваться всем желающим.


Подозрительно лишь то, что Кульчинский не упоминает "шведскую версию" (или я упустил чего...) для него ж это почти современность.
====================================================================
Продолжение следует ...

Гродно, Гродненская область

Previous post Next post
Up