Этот рисунок нетрудно встретить в сети. Автором его называют
Никанора Григорьевича Чернецова одного из
братьев-художников (оба уроженцы древнего города
Лух и академики
ИАХ).
В 1838 году Чернецовы совершили путешествие по Волге, которое называют "первым художественным путешествием" по сей великой реке. Началось оно в районе Рыбинска и закончилось в 47 верстах до Астрахани. Длилось с мая по ноябрь.
Результатом поездки были несколько сотен этюдов и неслыханная "Панорама Волги", или как они сами называли "Параллель берегов", длинною 756 метров и 2.5 метра в высоту.
В 1862 г. исполнены рукописные (187 страниц) "Воспоминания", сопровождённые "123 рисунками пером, акварелью и
сепией". На титульном листе гербы губерний, через которые плыли: Ярославской, Костромской, Нижегородской, Казанской, Симбирской, Саратовской и Астраханской:
Оказывается, те "Воспоминания" издавались уже в наше время (1970), и я даже нашёл их в своей макулатуре:
По ходу дела путешественники отклонились от Волги и посетили родной Лух. Они пишут:
"В селе Вичуге ... мы видели дом, или русскую избу, с великолепным крыльцом, роскошно изукрашенную резьбою со всеми замысловатостями и гребнем поверху крыши на коньке. Подобных этому дому нам редко случалось видеть. Если рассмотреть внимательно внутренность русской избы, то увидишь в ней все на своем месте, все согласно с климатом и образом жизни, и все имеет свое назначение, приспособленное к необходимости и удобству. Печь, голбец, полати, лавки и пол представляют из себя разные климаты русской избы, в зимние трескучие морозы хозяин после трудов выбирает по потребности любое место и климат для своего отдохновения."
Чернецовым простительно было писать просто "в селе Вичуге", но современным издателям не мешало бы уточнить наивному читаелю, "в которой из двух". Конечно же в
Старой ибо нынешней
Вичуги в 1838-м ещё просто не было.
Кроме того, советское издание 70-х очень хиленькое (зато за 81 коп.), и изба там выглядит так:
Дело не только в плохой печати, это явно какой-то "упрощённый вариант", нет ворот, и народ не тусуется. На просторах инета нашлась и подсказка, говорят, в оригинале 1862-го типа "акварельная миниатюра" той избы. А во всем известном журнале "Зодчий" (март 1872) имеется статья
Льва Владимировича Даля, сопровождённая чертежом с его личными "добавлениями":
Уже давно замечено, что статья подписана "В.Даль".
Встречается даже гипотеза, типа мол, "Если это не ошибка, то её написал отец архитектора, великий Владимир Даль." Жаль разочаровывать, но конечно ошибка, ибо в оглавлении говорят именно об "Л.В" Дале. Точно так же и в предыдущем, февральском номере журнала - в оглавлении "Л.В.", а под статьёй "В."Даль. Потом редакторы исправились, и везде пошёл "Л.Даль".
Кстати, и в чертеже очепятка "изъ Альбома И.(!) Чернецова..."
Остаётся добавить, что уникальная "Параллель" Волги подносилась царю Николаю (1851), а "Воспоминания" - царю Александру (1862), но видимо, без особых "веских" результатов, ибо оба брата-академика умерли в нищете. Похоже, не только современных монархов интересуют только пушки с ракетами ...