Kościół Najświętszej Maryi Panny - Królowej Różańca Świętego

Jun 29, 2018 21:41



А по нашему - "Костёл Пресвятой Девы Марии - Царицы Святого Розария".



Розарий переводится как "венок из роз" и трактуется как "сочетание устной и мысленной молитвы, при помощи чёток (сами чётки тоже зовутся Розарием). Пишут, св. Доминик получил ту молитву и чётки непосредственно от Богородицы, явившейся ему в 1214 г. (после чего и возник его монашеский орден), а впоследствии Алан де ла Рош получил аналогичным образом известные 15 обещаний Розария.


Четвёртое издание "Enchiridion indulgentiarum" (Руководства по индульгенциям), выпущенное Верховным Трибуналом Апостольской Пенитенциарии в понтификат папы Иоанна Павла II (1999) включает чтение Розария в храме, семье или общине в перечень деяний, за которые можно получить полную индульгенцию.



Считается, что именно молитвою Розария было испрошено заступничество Богородицы, обеспечившее христианам блестящую победу над турками в битве при Лепанто (7 октября 1571), называемой крупнейшим морским сражением XVI века. Сие отразил в своём известном творении знаменитый Паоло Веронезе (картина писана для венецианской церкви San Pietro Martire a Murano, а ныне она по милости Бонапарта - в Галерее Академии):



И хотя та злосчастная Кипрская война всё равно была проиграна, Лепанто значительно подняло боевой дух европейцев, развеяв миф о непобедимости на море страшных османов. А в день 7 октября папа Пий V установил праздник Пресвятой Девы Марии Победы, переименованный Григорием XIII в праздник Пресвятой Девы Марии - Царицы Розария.



Наконец, после славной победы над всё теми же турками под Петроварадином (1716), папа Климент XI придал празднику общецерковный статус и постановил отмечать его в первое воскресенье октября.



До постройки костёла католические службы в городе велись в "нанимаемом для богослужений доме", а свершал их "приезжающий во Владимир для церковных треб курат Нижегородской римско-католической церкви (снесена при Сталине) и законоучитель в местных учебных заведениях Магистр Богословия священник Монюшко".



Можно предположить, это тот самый А.Монюшко, коего в мае 1863 г. по подозрению в "симпатии к повстанцам" выслали в Глазов под "гласный надзор". До сылки он служил ксёндзем в Могилёвской губернии и, владея многими языками, преподавал в Горы-Горецком земледельческом институте.



Когда инициативная группа из 116 владимирских католиков ходатайствовала о приобретении участка и построении храма, речь шла о месте "на одной из боковых улиц Владимира". В результате костёл поставили на изломе Куткина переулка, в полутора сотнях метров от Дворянской улицы - главной артерии города (нынешний адрес: ул. Гоголя, 12, здесь: https://yandex.ru/maps/-/CBqprJg8GD).



Задняя (западная) часть участка выходила к урочищу "Гончары", являвшему собою огромный овраг с прудом, питавшимся родниками, на месте коего теперь стадион Торпедо (кстати, один из родников вроде даже ещё жив пока):



На окружавших тот овраг высотах к началу ХХ в. сложилась композиция из полукольца храмов (обозначены на плане красными цифрами) - появившейся ранее прочих ц. Вознесения (1), построенных практически одновременно костёла (2) и ц. Михаила Архангела (3), а также снесённой совками лютеранской кирхи (4), где теперь дом №15 по Дворянской:



На современной карте всё это здесь: https://yandex.ru/maps/-/CBqtqZdpPA. Так что место было не только на редкость живописное, но и довольно интересное в смысле градостроительном.



А это вид на костёл со Студёной Горы через тот самый овраг Гончаров от вышеупомянутой церкви Михаила Архангела. Золотая глава - церкви Спаса Преображения, слева - золотой крест Успенского собора, справа - шатёр водонапорной башни:



Сам же Куткин переулок имел весьма ухоженный вид и был застроен шикарными резными особняками. Так костёл выглядел от начала перуелка, с его левого (восточного) тротуара. Снимок самого знаменитого из местных фотографов,  Виктора Владиславовича Иодко, по по работам которого мы в основном и знаем старый Владимир. Значение его творчества оценила даже ЧК, ибо посадила мастера не только за «оплакивание гибели К.К.Черносвитова» но и за «популярность и авторитет» как фотографа «среди контрреволюционных элементов» (умер во Владимирском концлагере в 1921):



Вот дом (уже уничтоженный), от крылечка которого сделано предыдущее фото:



А на этом снимке советских времён левая сторона переулка уже снесена, ныне тут скушная советская стекляшка Драмтеатра (теперь снесена и правая сторона, где нынче офис Центробанка в стиле современных нуворишей, новомодном, но не менее убогом) :



Дело со строительством тянулось относительно не долго.
Ходатайствовать начали в начале 1891 г.
Закладка состоялась 4 июля 1892 г.
О "полном окончании постройки" архиепископу (в то время - Симон Мартин Козловский) докладывали 13 октября 1894 г.
Освящал постройку Московский декан Фридрих Оттен 20 ноября 1894 (кстати, я думаю, это его надгробие стоит на Введенском кладбище Москвы).



Возможно помогла позиция губернатора шталмейстера И.М.Судиенко, который "принял просьбу очень доброжелательно и лично обещал сделать шаги в Министерстве для получения разрешения". Министр внутренних дел, статс-секретарь И.Н.Дурново дал своё соглаие, но с условием, что "средства на ее возведение будут собираться только местными католиками без привлечения финансов извне".



От чего МВД так  противилось "финансам извне"? Инагентов боялись? Не ведаю, но в возможностях местной общины явно сомневались, ибо, как сказано в некоей записке 1890-х годов, "Во Владимирской губернии из 1500 католиков почти 1400 - совершенные бедняки «сторожа, дворники, лакеи, смазчики, стрелочники и чернорабочие с весьма скудным жалованием», так что содержание молитвенного дома, капеллана и прислуги ... не более 40 человек способны нести такие расходы".



Где-то летом 1893 капелланом был назначен "викарный священник Орловской церкви (видимо, имеется в виду орловский костёл) Иосиф Писанко", у коего приключился конфликт с властями, ибо он "вопреки запрету МВД, стал издавать листовки, призывающие к сбору средств на постройку каплицы".



Следует обратить внимание, что храм открывался как каплица (капелла) и именно так именовался в проектных чертежах и официальных бумагах (а священник, соответственно - капелланом), ибо численность его прихода по нашим тогдашним "нормативам" была недостаточна, чтобы иметь собственные метрические книги. Т.о. в первый десяток лет здесь был "филиал" уже упомянутого нижегородского прихода, что влекло  вполне реальные неудобства, т.к. для регистрации совершаемых обрядов и получения соответствующих документов приходилось обращаться в Нижний, на что уходило "в лучшем случае не менее 7 дней".



В 1904 г., когда число прихожан достаточно выросло, местные католики во главе с тогдашним настоятелем Фаддеем Ронкайтисом ходатайствовали пред вице-губернатором И.Н.Сазоновым об учреждении "самостоятельного прихода на всю губернию". Вопрос был решён положительно.



"Печать Владимiрской Р.-Католич. приходск. церкви" с автографом того самого Ф.Ронкайтиса под неким документом 1905 года. Тут он уже называет свой храм костёлом, а себя - "Кс.", т.е. ксёндзем:



Кроме того, уже в годы строительства упоминаются ходатайства церковного совета административно переподчинить их капелланию московскому настоятелю, "так как в Москву им и ближе, и при поездках по служебным делам не имеют тех неприятных препятствий, какие встречаются в Нижнем Новгороде во время осенних и весенних ледоходов".
Ну, "весенний ледоход" я представляю, но "осенний"...?...
Однако, именно так гласит выписка из текста. Ссылаются на РГИА, Ф.826, ОП.1, Д. 990.



Уж не знаю, что мешало архиепископам Могилёвским, руководившим тогда всеми католикам империи, уважить те просьбы, но Владимирский приход приписали к Московскому деканату только в 1918 г. (уже при последнем архипастыре Эдварде фон дер Ропп).



Автором костёла все дружно называют нашего выдающегося зодчего, самого прославленного из реставраторов Успенского собора, губернского инженера Ивана Онисимовича Карабутова (довольно интересный, но теперь уж никому не нужный дом которого мирно догнивает в самом центре Владимира, города, где мастер отработал почти полжизни):



Некоторые упоминают в числе авторов также и тогдашнего губернского архитектора Андрея Пантелеймоновича Афанасьева. Стоит напомнить, что в то время (после учреждения ТСК МВД России в 1865 г.) губернские архитекторы подчинялись губернским инженерам «с правом совещательного голоса».



Видимо, тот же "авторский коллектив" и у дома ксёндза, стоящего рядом:



Самое заметное отличие проекта от нынешней реальности это конечно же звонница. На чертеже мы видим маленький (не многим крупнее пинаклей) острый шатёр на четырёх столбах на консолях, вырастающих из аттика главного фасада притвора. А в конечном счёте получилась высокая колокольня с полноценным ярусом звона, равным всему притвору по площади:



Церковь зального типа без промежуточных опор, с прямоугольной апсидой и двускатной крышей:


Зал перекрыт коробовым сводом со стрельчатыми распалубками, между коими - пилястры и  подпружные арки. Внутри я не был, так что фотка чужая:



Проект  явно вдохновлён образами Кирпичной (или "Северной") готики, а здание уже на старых фото обычно зовётся коротко и ясно "Польскiй Костелъ":



План костёла из Свода памятников Владимирской области. Статья сего почтенного издания об этом объекте - класический пример негативных последствий дурной манеры публиковать чертежи "в нетрадиционной ориентации". Ну, казалось бы, нарисуй ты, как принято: север - сверху, юг - снизу. Нет. Не хотят. А в результате сами запутались, по тому и написали, типа костёл вытянут "с северо-запада на юго-восток", дом ксёндза отнесён "к юго-восточной границе участка" и т.д. и т.п., хотя в действительности - всё с точностью до наоборот ...


План дома ксёндза. Спасибо, тут хоть стрелочку нарисовали:


В 1910 г. настоятелем упоминается Амброзиус Пацтукас. Пишут, он ещё и Закон Божий в женской гимназии преподавал (видимо в этой, что стоит совсем рядом на Дворянской улице: https://yandex.ru/maps/-/CBuuqVBBGB):



Интерьер костёла в 1910-е годы:



А вот и последний ксёндз, Антоний Николаевич Дземешкевич, одновременно с Владимиром служил ещё в Нижнем и Казани. Далее цит. по Мартирологу Католической Церкви в СССР: "В 1929 - арестован. 13 марта 1930 - приговорен к 10 годам ИТЛ (ПП КОГПУ). Отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В 1937 - переведен на тюремный режим. 9 октября 1937 - приговорен к ВМН (ПП ОТ при УНКВД по Ленинградской области). 3 ноября 1937 - расстрелян в урочище Сандармох под Медвежьегорском", весьма известном месте массовых убийств при Сталине (это здесь: https://yandex.ru/maps/-/CBqtZBBY8A).



Президиум местного совка по вопросу закрытия костёла коммуняки приурочили к католическому Рождеству (25.12.1930) и понятное дело, учли "согласие верующих на передачу здания". А под тем согласием понималось, что "... не поступило в течение необходимых для этого сроков срочных запросов..."



Встречается информация, будто от сноса сей памятник уберегло некоторое "мемориальное" значение, которое он якобы представлял для большевиков. Пишут, "в 1905-1907 годах в стенах храма собирались солдаты владимирского гарнизона. Прикидываясь прихожанами, они проводили там свои сходки..."



Правда ль, нет ли, не ведаю, но костёл миновала печальная судьба вышеупомянутой лютеранской кирхи. Товарищи устроили тут радиоузел и целую кучу коммуналок.


А колокольня конечно же очень пригодилась для ретранслятора.


Дом ксёндза подвергся некоторой внутренней перепланировке, но ему ещё относительно повезло. Костёлу же досталось больше, его разделили новым перекрытием на два этажа.



На снимке 1978 г. можно увидеть прямоугольные окна, пробитые в торце апсиды на месте окна-розы и двойного стрельчатого, а также в карнизе боковой стены - для новоиспечённого второго этажа:



Места этих окон и теперь хорошо читаются, ибо заделаны более светлым кирпичом.
И на апсиде:



и на продольных стенах:



Изнутри окна продольных стен 2-го этажа выглядели так:



А вот и счастливое семейство за столом у такого окошка на фото 1950-х:



Господа краеведы публиковали весьма любопытный, составленный кем-то из старожилов на клетчатой тетрадной бумажке, генплан участка по Гоголя, 12, озаглавленный: "Что было с 1946 г - по I (январь?) 1960 г и кто проживал.":



Может кто поправит, но я в костёле и доме ксёндза насчитал 85 человек двадцати фамилий не считая пункта "Нач-к Р. узла - 4 чел." И при этом надо не забывать, что большую часть 1-го этажа костёла занимал тот самый радиоузел. Ничего таки себе плотность населения ...



Четыре фотки конца 1970-х.
Колокольня:



Одна из квартир в доме ксёндза:



А это всего скорее коридор 2-го этажа костёла (судя по круглым лепным розеткам и рёбрам подпружных арок):



Лепная розетка-квадрифолий свода апсиды:



Где-то году в 1978-м появился проект приспособления дома ксёндза под выставочный зал, а костёла - под зал органной музыки, что выглядело как-то так:



Первую затею осуществили в 1986 г., вторая же тянулась за недостатком средств до самой Перестройки.



Здание вернули католикам в 1992 г. Говорят, он первый из открытых в постсоветской России. Пишут, много помогали немцы с итальянцами.


Костёл в самом начале 1990-х:



интерьер того же времени:



мои фотки 19 апреля 2018


А разглядывать эту шикарную штучку можно долго ...



А, Владимир

Previous post Next post
Up