Детинец Великого Новгорода ...

Apr 01, 2018 22:48




...на чертежах старых и новых.

Роль сего города в истории  Русского государства переоценить невозможно, хотя бы просто потому, что началось оно именно отсюда.

М. Сухов, литография, 1861г. (т.е. к 1000-летию России):



Новгородский Детинец нынче часто называют кремлём, но то уже поздняя традиция, пришедшая после московского завоевания. Сами же новогородцы в годы независимости именовали его либо Детинцем, либо Каменным Городом, либо просто Городом. Облик этой знаменитой крепости запечатлён на иконах, гравюрах, живописных полотнах и конечно же фотографиях (множестве старых и бесчисленных современных).

Картина Аполлинария Васнецова "Новгородский торг" (1909):




Повезло Детинцу и с чертежами, коих начиная с  XVIII столетия известно не мало, на что имелись свои причины. Где-то месяцев за 16 до окончания Великой Северной войны Пётр I, уже явно прорубивший своё окно, указал: «Новгородскую крепость оставить и гарнизону там не быть» после чего она, уже к тому времени здорово подзапущенная, стала ударными темпами ветшать и приходить в аварийное состояние. Это порождало многочисленные "доношения" в столицу о необходимости починки либо разборки тех или иных частей "фортеции". Власти выделяли некоторые средства, как правило "часто, но мало". Зато, многочисленные ремонты крепости сопровождались предварительными сметами и последующими отчётами, к коим прилагались чертежи, что и породило богатый графический материал который в наше время понемногу публикуется.
И в советское время памятник тоже реставрировали и там и сям, и конца тому не видно, и бумаги произведено изрядно.




Нетрудно заметить, что среди всех наших "итальянских" кремлей XV - XVI веков, это самый не регулярнный. Думаю, не столько от того, что он фактически первый (строили одновременно с Московским, вроде даже чуть раньше), сколько из-за "старой основы", которую пожадничали не использовать в новой постройке (1484-1490 или 1499 по др. версиям). В результате, крепость времён Ренессанса имеет столь архаичную планировку.


План кремля с показом утраченных построек XVII - начала XVIII в.
Чертеж Н. Н. Кузьминой:
1 - Пречистенская башня с церковью Положения Ризы; 2 - Борисоглебская башня; 3 - Дворцовая башня; 4 - Спасская башня с церковью Спаса Преображения; 5 - Княжая башня; 6 - башня Кокуй; 7 - Покровская башня; 8 - Златоустовская башня; 9 - Воскресенская башня с церковью Воскресения; 10 - Митрополичья башня; 11 - Федоровская башня с церковью Федора; 12 - Владимирская башня с церковью Владимира; 13 - тайничный городок с башнями; 14 - Софийский собор; 15 - церковь Сергия Радонежского; 16 - Никитский корпус; 17 - здание Судного и Духовного приказов; 18 - Лихудов корпус; 19 - часозвоня; 20 - Владычная (Грановитая палата); 21 - остатки Митрополичьих палат; 22 - «Митрополичьи покои»; 23 - церковь Входа в Иерусалим; 24 - Софийская звонница; 25 - домик при звоннице; 26 - житный двор; 27 - здание присутственных мест; 28, 29, 30 - судейский городок; 31 - церковь Андрея Стратилата; 32 - остатки церкви Бориса и Глеба; 33 - Покровская церковь; 34 - остатки Воеводского двора; 35 - провиантские магазины; 36 - водяные ворота.

Икона «Знамение Богородицы» рубежа XVII-XVIII вв. с изображением детинца (из церкви Михаила Архангела на Торгу, а  теперь во Владычной палате):




Спецы обычно сходятся, что нынешние стены идут в основном по линии, сложившейся при расширении детинца Мстиславом Великим (1114-1116) и вроде бы включают кой-какие остатки более ранних стен, обычно датируемых не ранее XIV в. Не буду сотый раз переписывать и так всем известную общую иторию памятника, хочу лишь напомнить, что ряд исследователей приводили довольно внятные аргументы о постройке именно каменных стен и в 1116, и даже ещё в 1044 (при Влади́мире Ярославиче), что за отсутствием "вещественных улик" твёрдо доказать или опровергнуть пока невозможно.




Среди трёх утраченных башен крепости была и Пречистенская (№ 1 на плане), самая монументальная и высокая, венчавшая выезд на Великий мост. Возведённая между 1484 и 1490 гг., она поначалу выделялась среди прочих лишь двухшатровым верхом. Название древнее, по надвратной церкви, известной аж с 1195 г. При тишайшем царе башню расширили и надстроили (до 20 м), установили часы, а шатров стало три (средний - 19, боковые - 10 м высотою). Наконец, последнюю перестройку произвёл уже при Петре I московский подмастерье каменных дел Семён Ефимов, возведя вместо трёх деревянных пять каменных шатров и существенно расширив проездную арку. Такой мы и видим башню на вышеупомянутой иконе, которой видимо вдохновлялся и Васнецов, творя ещё более выше упомянутую картину.

Фрагмент иконы крупно:



В погоне за помпезностью Ефимов явно пренебрёг техникой дела, что и привело к скорому обрушению постройки (в ночь на 7 мая 1745 г.), при коем погиб проживавший в башне часовой мастер со всем семейством. А ведь только что, четырьмя днями ранее (2 мая) в Сенат послали "донесение о необходимости «определительного указа» по поводу «уже совсем к падению готовой» Воскресенской башни" (№ 9 на схеме), где «наиважнейшая опасность» виделась в том, что чрез ворота эти «Ея Императорского величества бывают шествия».
При столь веских аргументах  без труда был получен указ о разборке обеих башен силами солдат и заключённых. Судя по иконе, Воскресенская особо не отличалась от прочих, а по современным чертежам, стояла чуть севернее нынешней западной въездной арки:




Кроме того имеется довольно известное фото (1911) строительства Епархиального дома, где видны кой-какие остатки той башни. А в центре архиепископ Арсений, ревностный собиратель и знаток древностей, умерший потом в большевистской ссылке.




Кстати, вследствие "новгородского ЧП", уже 20 мая 1745 г. явился Указ по  всем губерниям, типа: «ежели где городовое и протчее казенное строение» весьма ветхое и опасное, то, чтобы не повалилось и людей не подавило, на усмотрение губернаторов и воевод «с товарищи» починить, а если починить невозможно, то оные опасные места разбирать».

На довольно известном "плане 1701 года" из фундаментальной монографии незабвенного профессора Фёдора Фёдоровича Ласковского Пречистенская и Воскресенская башни явно отсутствуют. На месте их широкие проломы, т.е. он никак не может быть ранее 1745 г. От келе сия нестыковка, мне не ясно (разве спецы подскажут ?..):




Зато тут чётко читается третья из утраченных башен, Борисоглебская (№ 2 на схеме), что продержалась дольше двух сестёр. Пишут, рухнула в конце XVIII в. (т.е.план Ласковского не моложе). Точной даты не встречал, но на плане Иосифа Лукини (1817) её уж нет, виден лишь проезд "вылазных ворот", заложенный снаружи в конце XVI в.  Сей итальянец служил тогда в СПБ в Строительном комитете МВД, нарисовал такой вот план и предложил «Сие древнее сооружение, близкое к разрушению, сломать до основания и построить новое»:




Идея наверняка понравилась бы нашим нынешним властям как светским, так и духовным, но в отличие от них, Алексан Палыч был монархом просвещённым и решил всё же ремонтировать, а по тому уже в 1818 г. в Новгород вместо ушлого макаронника направили нашего блестящего профи, Авраама Ивановича Мельникова, выполнившего разумную смету и "чертежи на 11 листах" (вроде ещё не найденные), а в 1819-1820 гг. стены и башни были "починены и покрыты тёсом". Именно по его проекту сделаны громадные арки (по коим мы теперь попадаем в кремль) на месте проломов, так и маячивших с 1745-го (75 лет !!!).

Встречается ещё такой план 1-й половины XIX в.:



Но вернёмся к Борисоглебской башне. Она  видна и на иконе, и на картине Васнецова. Есть она и в материалах Алексея Петровича Рославлева (говорят, ученик Мичурина и Коробова) . Этот "26-летний гезель архитектуры", прибыв в Новгород в июне 1745 г. уже тем же летом составил опись и смету стенам и башням, «где какая имеется ветхость и что надлежит починить или вновь построить».
Предполагают, именно ему принадлежат чертёжи 10 сохранившихся на тот момент башен, где Борисоглебская так и подписана, ибо звалась так издавна, по имени известной древней церкви:



Чертёж весьма схематичен, однако видно, что кладка ещё цела до самых зубцов, обозначены даже машикули, устроенные в конце XVI в.

Следующая (по часовой стрелке) башня - Дворцовая (№ 3 на схеме). Название придумано авторами начала ХХ в., а до того звалась по разному. Рославлев подписал её "башня что против магазина" и изобразил тоже целой, включая зубцы:




Публиковались и её фасады 1839 года.
Внешний:



и внутренний:



Встречается ряд старых фоток, из коих всего любопытнее эта, с восточной стеной над Волховом, рухнувшей незадолго до празднования 1000-летия России, к которому её спешно и как-попало выстроили заново. К юбилеям у нас вечно особо трепетное отношение ...




Границу старого и новодельного хорошо видно по сей день:




Внутри башни найдены настенные росписи:







И наконец, башня после работ советского времени, в основном известнейшего нашего корифея синтетической реставрации Алексея Васильевича Воробьёва.







Далее по кругу - башня Спасская (№ 4 на схеме), именуемая по церкви 1294 (или 1297) г. Рославлев её так и подписал, изобразив вроде довольно целой:




Пишут, в начале XIX в. (а может, в конце XVIII ?...) к башне снаружи пристроили деревянную часовню, точную дату которой я не встречал, но на чертеже 1817 года она названа уже "во всех частях ветхой":




Северную же стену растесали так, что от неё почти ничего не осталось, и видимо поэтому башня стала трескаться и крениться на юг. Кроме трещин видны и остатки древнего кирпичного декоративного пояса из ромбовидных нишек. Чертежи начала XIX .:




Фасады 1839-го. Внешний (южный). Зубцы похоже, уже утрачены::




и внутренний (северный), огромная куча щебня - руины вышеупомянутой церкви XIII века:




На старом фото сия лепота выглядела так:




В начале 1850-х часовня стала каменной (сверху - Преображения, снизу - Живоносного источника со Святым колодцем).  Фото 1946 г.:




Фото того же года. Явно "Пизанская":




Ну и, "новьё". В крапинку - реставрационные дополнения, очень не малые на этой башне:







Цифрами обозначены ярусы:






Дальше идёт Княжая (на схеме № 5). Название начала ХХ в. а раньше постоянного не было. У Рославлева она просто "от Спасской башни первая башня":




Фасады 1839 года:






Современные чертежи.






Похоже, она относительно не плохо сохранилась в отличие от стены между нею и Спасской, которая при нашем царственном алкаше, чуть-чуть не дотянув до майских застолий, рухнула в ров (30 апреля 1991). Случилось это не случайно, состоянием основания озаботились уже в 1950-е. Три раза (1962, 1981, 1991) заказывались и выполнялись проекты укрепления, но до дела дело не доходило.
Предлагалось два варианта восстановления: в старой технике кладки, либо "облегчённый" (т.е. пустотелый  муляж). Выбрали естественно второй, видимо, как облегчённый и в финансовом плане, ибо в стране нашей никогда на ерунду такую, как молвят весьма уважаемые люди "денег нет".




Даллее под № 6 идёт башня Кокуй. Сначала она была раскатом, и так и называлась. Когда уже упомянутый Ефимов надстроил верхние ярусы и сделал её главной вышкою нового Воеводского двора, стала зваться "каланчёй". В чертеже 1745-го именно так. А нынешнему названию лишь сотня лет.




Тот Воеводский двор реконструируют как-то так:



Новые чертежи Кокуя:





Под № 7 идёт Покровская башня, единственная из кремлёвских, выстроенная в конце XVI в. Название древнее, по церкви 1305 года. Так же она обозначена и на чертеже Рославлева:




Внешний фасад начала XIX в., исполненый В.И. Поливановым. В то время башню приспособили под тюрьму «для женского полу», и стала она зваться "Темнишной", а всем известная церковь Покрова, стала обслуживать ту тюрьму.




План начала XIX в., исполненный губернским архитектором И. Дмитровым, с новым названием и "со всеми подробностями" :



Андре Дюран в 1839 г. увидел это место таким:




Современный вид башни:









Далее идёт башня Златоустовская (№ 8), по имени церкви XIV в.
Чертёж 1745 г.:




Её тоже обратили в тюрьму, но "для мужеского полу" и гораздо раньше, уже в 1783-1786 гг.  Башню тоже называли "Темнишной" или "Застеночной" и даже "Чёртовой". По сторонам двора возвели два флигеля - караульню и больницу. Общий план И. Дмитрова начала XIX в.:



Планы этажей башни:




Тюрьму упразднили в 1832 г. Внутренний фасад 1839 г. Деревянная пристройка -"галерея", что на плане выше, ещё стоит:




На более поздних фото той галереи уже не видно:




Потом всё в 1880-х отдали под музей и перестроили до неузнаваемости:




А в 1970-х  А.В. Воробьёв башню реставрировал, понятное дело, на XV век:



Минуем арку на месте уж помянутой Воскресенской башни и подходим ко круглой Митрополичей (№ 10). Название позднее, конца XIX в. Рославлев написал просто: "круглая башня":




Внешний фасад начала XIX века:




Фасады 1839 года. Внешний:



Внутренний:



Современные чертежи:






Следующая башня - Фёдоровская (№ 11) по имени церкви 1233 г., которую к 1745-му видно уже подзабыли, ибо здесь она просто "вторая круглая башня":




Фасад начала XIX в.:




Фасады 1839-го:







Теперь она такая:






В башне сохранились "латиноязычные" граффити, которые относят ко времени шведской оккупации:













Чертёж к отчёту 1866 г. о исправлении стены (что сделано, что планируется) от Фёдоровской башни до Владимирской:




И наконец, сама Владимирская, последняя (№ 12), именовавшаяся по церкви 1311 года. В XVI в. над её вратами появился образ Николы, породивший второе название - Никольская. Именно так башня подписана у Рославлева:




Возможно, она самая красивая в кремле, но башня стала такой не так уж давно. Рано лишилась верхних ярусов (что видно уже на чертеже выше), а в конце XVIII в. к ней ещё и пристроили Никольскую часовню, над крышей которой на чертеже 1839 года ещё видны жалкие остатки кирпичного декора XV века:




Вот, молодой ещё Михаил Константинович Каргер (крайний справа) командует раскопками у этой башни в 1945-м:




Ну, а  Алексей Василич реставрировал Владимирскую в 1959-1961 гг. и, как у него водилось, с поздними наслоениями не церемонился:







Ну и хватит про чертежи. Хорошего понемножку. А то ведь, про Новгород можно писать бесконечно ...




мои фотки - 23 августа 2009, а остальное - откуда попало




А это Волховец вечером  22. 08. 2009:



Новгород, А

Previous post Next post
Up