"Пир во время чумы": несколько слов и повышении зарплат чиновникам

Oct 09, 2013 10:30

Всем привет!

Буквально вчера вице-премьер Игорь Шувалов пожаловался на низкие зарплаты чиновников первого эшелона. Это заявление вызвало неоднозначную реакцию общества, особенно либеральной его части. Доводы противников высоких зарплат чиновников как правило базируются на тезисе о том, что чиновник суть слуга народа, а значит находится в долгу перед обществом. А должникам, как известно, негоже требовать многого у своего кредитора. На хлеб и соль хватает, пусть и на том спасибо скажут. Поэтому о том, что отношения государство - общество являются двусторонними, и как чиновник должен народу, так и народ должен своим "слугам", либералы обычно деликатно умалчивают. Подобная риторика хорошо подходит для ведения информационных войн против политических оппонентов, но, к сожалению, плохо отражает реальные процессы, происходящие на рынке труда.
Главным мотиватором деятельности человека в большинстве случаев являются деньги. И дело вовсе не в природной алчности и жадности человека (хотя и без них не обходится), а в том, что деньги - это ресурс, которые очень легко конвертировать в различные материальные и нематериальные блага. Поэтому рынок труда устроен так, что наиболее компетентные люди идут в компании, где им в первую очередь предлагают бОльшую зарплату.



Рис. 1. Качественное распределение кадров зависит в первую очередь от зарплаты.



Разумеется, из этого правила бывают исключения. Некоторые квалифицированные работники не умеют себя продавать, из-за чего могут годами сидеть на низкооплачиваемых позициях. Другие, наоборот, не обладают выдающимися способностями, но умеют пускать пыль в глаза, тем самым выбиваясь на серьезные высоты. Бывают и люди, которых материальная составляющая не волнует вовсе. Например, это могут быть патологические альтруисты, или люди, уже заработавшие столько денег, что дальнейшее обогащение не имеет для них принципиального значения (например, Игорь Шувалов, Максим Ликсутов). Но это именно исключения. Такие люди существуют, но на них нельзя делать ставку в кадровой политике организации. При этом государство по своей сути создает точно такие же рабочие места, как и коммерческие компании. Потребности государственного служащего ничем не отличаются от потребностей любого другого человека. А следовательно, государство на равных конкурирует за человеческие ресурсы с обычными коммерческими компаниями. Потому и компенсацию "слуга" народа должен получать такую же, как и работник обычного предприятия соответствующего уровня.
Когда зарплаты чиновников оказываются вне рынка, начинают действовать несколько разрушительных процессов. Во-первых, квалифицированные кадры начинают вымываться из госструктур, и оседать в коммерческих компаниях, которые смогли предложить им более конкурентную зарплату. Во-вторых, это побуждает действующих государственных служащих искать дополнительные способы заработка, что в присутствии властных полномочий очень часто трансформируется в столь ненавистную нам коррупцию. Наконец, структура, состоящая преимущественно из низкоквалифицированных кадров, с аппетитом поглощает редких достойных сотрудников, превращая их в себе подобных.



Рис. 2. Уровень человека практически неминуемо усредняется с уровнем коллектива.

Если же зарплаты чиновников соответствуют рынку или даже превосходят их, то они начинают перетягивать на себя квалифицированные кадры. А когда накапливается определенная критическая масса таких людей, то система сама начинает отторгать от себя потенциальных воров, коррупционеров и просто бесполезных дармоедов. Однако стремительное повышение зарплат таит в себе одну скрытую опасность. Если резко повысить зарплату в коллективе, в котором преобладают некачественные кадры, то это не только не приведет к положительным результатам, но может даже наоборот стимулировать коррупцию и кумовство. Такое происходит из-за того, что эти сомнительные люди начинают в перманентном режиме подтягивать на изрядно потеплевшие места своих родственников, друзей и прочих "приближенных". На качестве работы это отражается самым негативным образом. Поэтому процесс повышения зарплат должен быть плавным, и происходить одновременно с другими мероприятиями по оздоровлению чиновничьего аппарата. Это могут быть увольнения старого некачественного персонала, идеологическая работа, и так далее.
Таким образом, у общества есть два пути. Первый путь - платить чиновникам копейки. Это тупик, прямая дорога в низкую эффективность и коррупцию. Второй путь - платить чиновникам большую конкурентоспособную зарплату. Этот путь сопряжен с определенными рисками, он не популярен в обществе, но только он может привести нас к здоровым и качественным кадрам в госструктурах, а следовательно к большей эффективности государства в целом.
Для примера, текущая зарплата Лаврова в 55 тысяч рублей, что с учетом разнообразных надбавок трансформируется в 250-300 тысяч рублей в месяц. Это совершенно посредственная зарплата чиновника министерского уровня, если сравнивать ее с доходом топ-менеджмента рядового среднего бизнеса в Москве. Если мы хотим иметь качественный и эффективный госаппарат, то мы должны быть готовы платить за это. Платить столько, сколько потребуется для создания критической массы качественных чиновников. Любая услуга стоит денег, и услуга по управлению государством не является исключением.
Берегите свой разум.
Удачи!

Я в Twitter
Добавить в друзья

общество мифология либералы

Previous post Next post
Up