Аввакум Петров.
Соборный протопоп из города Юрьевца-Поволжского, святой священномученик и исповедник.
Аввакум Петров (1620-1682) родился «в нижегородских пределах, за Кудмою рекою, в селе Григорове», в семье священника Петра, служившего при церкви святых Бориса и Глеба. Земляками Аввакума были святой Павел, епископ Коломенский, и Никон, патриарх Московский.
Отец Аввакума рано умер. Воспитанием детей занималась мать, смиренная постница и молитвенница. Когда Аввакуму исполнилось семнадцать лет, мать решила его женить. Юноша молился Богородице, прося, «да даст ми жену, помощницу ко спасению». Супругою Аввакума стала благочестивая девица Анастасия. Отец ее, сельский кузнец Марк, был богат, но после его смерти семья разорилась.
"Аввакум в Сибири" Художник Е. Мальцев. Картина написана по просьбе жителей села Григорово.
«Житие протопопа Аввакума, написанное им самим». М.; Машистова М.И., 1911 г. Издание журнала «Старообрядческая мысль».
Село Григорово Нижегородской области родина протопопа Аввакуму.
Сирота Настя молилась Богу, чтобы выйти ей замуж за поповича Аввакума, которого тайно любила. Так по взаимным молитвам они сочетались браком, и Аввакум приобрел верную спутницу жизни, мужественную помощницу и соратницу, утешавшую и укреплявшую его в тяжелые минуты.
Из Григорова молодожены переселились в близлежащее село Лопатищи. По обычаю того времени, сын священника наследовал служение отца, поэтому в 22 года Аввакума поставили дьяконом, а два года спустя - попом к Рождественской церкви села.
Молодой, ревностный и правдолюбивый священник скоро навлек на себя гнев сельских начальников, которым докучал своим заступничеством за сирых и слабых. Аввакума избили, а потом выгнали из Лопатищ. С женою и новорожденным ребенком побрел поп в Москву искать правду.
Автограф жития Аввакума с припиской старца Епифания
Боровск. Монастырь св. Пафнутия.
Башня Братского острога, в которой, по преданию, был заключен протопоп Аввакум. Музей-заповедник «Коломенское» (Москва).
Царев духовник Стефан Вонифатьев и протопоп Иоанн Неронов, настоятель Казанского собора, что на Красной площади, тепло приняли Аввакума и представили государю Алексею Михайловичу.
Получив охранную грамоту от царя, Аввакум вернулся в Лопатищи, но здесь его ждали новые неприятности. Священнику опять пришлось искать правду в Москве, куда он «сволокся» в 1652 году. В столице Аввакум был возведен в протопопы (старшие священники) к собору во имя Входа Господня в Иеросалим в городке Юрьевец-Поволжский (ныне в Ивановской области). Но его протопопство продолжалось всего восемь недель. Местное духовенство, недовольное строгостью молодого протопопа, настроило против него толпу. Едва спасшись от лютой смерти, Аввакум ушел в Москву и поселился у Иоанна Неронова, а в его отсутствие, не имея своего прихода, служил и проповедовал в Казанском соборе.
Протопоп Аввакум. Икона конца XVII в. Государственный исторический музей.
Сожжение протопопа Аввакума. Миниатюра конца XIX в. Художник А.А. Великанов.
Святой священномученик и исповедник протопоп Аввакум. Лицевое шитье по бархату. Автор В.И. Шаповалова. 2002 г.
А 1653 году, в начале Великого поста, патриарх Никон разослал по храмам указ о введении новых богослужебных обрядов по современным греческим образцам. Аввакум считал новые обряды изменою истинному православию и святоотеческому преданию и написал вместе с костромским протопопом Даниилом челобитную царю в защиту старого церковного обряда.
Ответ не заставил себя ждать. Аввакум был арестован и посажен в Спасо-Андроников монастырь. Просидев в темном подвале четыре томительные недели, Аввакум был приведен в кремлевский Успенский собор, где Никон хотел его расстричь.
Насилу царь упросил оставить протопопа в сущем сане. Тогда Никон сослал Аввакума в Сибирь. Осенью 1653 года протопоп с семьей отправился в далекий Тобольск.
Земляк Аввакума, сибирский архиепископ Симеон определил его к тобольскому Вознесенскому собору, где ссыльный священник ревностно служил, «укоряя ересь Никонову».
Но 27 июня 1655 года из Москвы пришел указ: Аввакуму с семьею ехать под стражею на Лену, в Якутский острог. Но в пути его ждало новое повеление: с воеводою Афанасием Пашковым идти в Даурию (Забайкалье).
Летом 1656 года отряд Пашкова отплыл из Енисейска на сорока ладьях. Для Аввакума и его семьи началось самое тяжкое из выпадавших доселе испытаний. Самовластный воевода возненавидел его. «Грех моих ради суров человек: беспрестанно людей жжет, и мучит, и бьет», - вспоминал о нем Аввакум.
В 1662 году протопопу пришло разрешение возвратиться из ссылки. Аввакум с домочадцами и брошенными Пашковым больными казаками двинулись в обратный путь, который занял около двух лет.
Весною 1664 года изгнанник достиг столицы. Это было время беспатриаршия, когда после конфликта с царем Никон покинул патриарший престол. Слух о протопопе Аввакуме быстро распространился по всему городу. Величие подвига и стойкость этого праведника, не сломленного тяготами ссылки, вызывали симпатии москвичей. Сам Алексей Михайлович принял протопопа, «слова милостивые говорил» и велел поселить Аввакума в Кремле. Пользуясь таким отношением, Аввакум снова призвал царя «отложить служебники новые и все его, Никоновы, затейки дурные».
Дожидаясь ответа, Аввакум писал многочисленные послания, утешая страждущих и подбадривая робких, пламенно проповедуя верность отеческому Православию. Проповедь имела убедительное воздействие, и царь через приближенных просил протопопа молчать, дабы не «искушать» москвичей. На некоторое время Аввакум как будто действительно покорился.
Но не утерпел, вновь написал Алексею Михайловичу челобитную, в которой просил, чтобы царь «старое благочестие взыскал». Б итоге всего через полгода по возвращении из ссылки Аввакум получил предписание: «Власти-де, на тебя жалуются, церкви-де, ты запустошил, поедь-де, в ссылку опять».
Протопопа с семьею повезли за Полярный круг, в далекий Пустозерский острог. С дороги он отправил царю челобитную, умоляя «ребятишек ради» смягчить наказание и оставить семью в Холмогорах или другом, не столь отдаленном месте. Друзья Аввакума активно просили за него в Москве, и в итоге ему с женою и шестью детьми приказали жить в Поморье, на Мезени.
Спустя год, весной 1666 года, Аввакума под стражею повезли в Москву на суд. Сначала его держали в Пафнутьев-Боровском монастыре, уговаривая принять новые обряды. Затем отвезли в Москву, где в Успенском соборе беззаконно расстригли и предали анафеме.
30 апреля 1667 года несломленного Аввакума поставили пред судом греческих патриархов и русских архиереев. Но ни изощренные аргументы, ни грубые угрозы не могли поколебать закалившуюся в гонениях веру. Как вспоминал сам Аввакум, «от Писания с патриархами говорил много. Бог отверз грешные мои уста и посрамил их Христос!»
После Большого Московского собора Аввакум и еще три ревностных защитника древлего благочестия (московский диакон Феодор, священник Лазарь из города Романова и инок Епифаний из Соловецкого монастыря) были приговорены к заточению в Пустозерском остроге. Перед отправкою в ссылку Лазаря и Епифания подвергли публичной казни: им отрезали языки, Лазарю отрубили кисть правой руки, а Епифанию «поперек костей» отсекли четыре перста на правой руке. Самого протопопа от казни спасло заступничество царицы.
12 декабря 1667 года Аввакум и его соратники прибыли к своему последнему земному пристанищу, которым стала страшная земляная тюрьма. Наступил заключительный, 14-летний период жизни Аввакума...
Из заточения протопоп пишет многочисленные послания единомышленникам, челобитные царю и другие сочинения, которые были для старообрядцев «светлее солнца». Здесь же взялся Аввакум и за свое прославленное «Житие», ставшее классикой древнерусской литературы.
Шли годы, на Руси совершались важные перемены, а тяжелому заключению не предвиделось конца. Б 1676 году умер царь Алексей Михайлович, и на престол вступил его сын Феодор. К нему Аввакум обратился с челобитною. В ответ пришло грозное веление: «За великие на царский дом хулы сжечь Аввакума и его товарищей». В Страстной Пяток, 14 апреля 1682 года, протопоп Аввакум, поп Лазарь, дьякон Феодор и инок Епифаний были заживо сожжены.
Память св. Аввакума празднуется Православной Старообрядческой Церковью дважды в году: 14 апреля (27 апреля по новому стилю) и 2 декабря (15 декабря по новому стилю). Б эти дни ему служится специальная служба. [/b]Во имя св. Аввакума освящен храм в селе Большое Мурашкино[/b] (Нижегородская область), неподалеку от его родного села Григорова. А в самом Григорове установлен памятник протопопу Аввакуму работы скульптора Б. Клыкова.Источник:
Старообрядчество.
Иллюстрированная энциклопедия.
Издание второе, исправленное и дополненное.
Подготовлено отделом просвещения и катехизации Тверской Старообрядческой общины храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве
Координатор проекта - иерей Алексей Лопатин.
Главный редактор - кандидат филологических наук Б.В. Боченков.
Авторы текстов: иерей Александр Панкратов, И.Г. Будкина, Б.Б. Волков, С.Г. Бургафт, Д.А. Урушев, ИА. Ушаков, Г.Б. Чистяков, Д.С. Юров
Иллюстрации - Духовный Православный Старообрядческий Центр «Панагия»
Художник И.А. Болотина
Выпускающий редактор Е.Г. Ермоленко
Корректор - Н.П. Серебрякова
© Русская Православная
Старообрядческая Церковь, 2005
© Тверская Старообрядческая община храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве, 2005
© ДПСЦ «Панагия», 2005
Отпечатано в филиале ОАО "ТОТ" Ржевская типография.
172390, Тверская обл., г. Ржев, ул. Урицкого, 91.
Телефон - (48232) 2-36-56.
Подписано в печать 17. 08. 2011 г.
Формат 60/90, 1/8.
Печать офсетная. Объем 21 п. л.
Заказ N° 1433. Тираж 3000 экз.
Страницы 4 - 9.
http://klintsy-portal.ru/index.php?id_catalog=904