Шедевры в истории посада Клинцы от http://g-klincy.ru/category/istoriya-klincov/religiya/ .

Aug 19, 2012 17:28


Основание типографий

в 1786 году указом Новгород-Северского правления Клинцовской ратуши разрешалось открыть “вольную” типогра­фию для перепечатки старых церковных книг. Типография принадлежала Железнякову и Руковишникову.

Но подлинным основателем книгопечатания в посаде явился купец Федор Карташов с братьями Аксеновыми и Афанасием Голубятниковым. Старые богослужебные книги дониконовской реформы, перепечатанные здесь, продавались в Москве, Петербурге, Ки­еве и других городах. Это обогатило Карташова и его компанию.

Книги поначалу поступали в продажу безо всякой цензуры, позже свидетельствовались членами Суражского земского суда.

В 1797 году император Павел запретил все частные типографии, но Карташов продолжал печатать книги подпольно. А чтобы ввести в заблуждение царские власти, на обложках или в конце текста помечалось место издания книг: Ногаево (на Волыни) или Супрасль - близ Белостока. Оба эти города не входили в состав России. Несколько экземпляров таких изданий хранится в местном краеведческом музее.

В мае 1801 года Московский Синод разрешил иметь в Клин­цах типографию. Второго июля высочайшим указом Александра I Карташову было разрешено печатать в посаде книги, но только с ведома святейшего Синода. .Время от времени в вольной Клинцовской типографии проскальзывала крамола. Это насто­рожило Синод. В 1813 году типографию закрыли, но в ней продолжалось изготовление книг тайно.

Таким образом она просуществовала еще шесть лет. В 1819 году ее ликвидировали, а оборудование (литеры, шрифты) отправили в Москву.

=================================================

А что на самом деле было, сведения от Клинцовского портала.

Типография Почаев.

С начала 80-х годов XVIII века старообрядцы стали сотрудничать и с типографией Почаевского униатского Успенского монастыря.

В феврале 1781 г. префект почаевской типографии Спиридон Коберский получил разрешение Луцкого епископа (Киприана Стецкого) на издание книг по договорам со старообрядцами, а в ноябре 1782 г. их печатание уже производилось под наблюдением Феофилакта Терентьева , жителя Черниговской губернии Суражского уезда слободы Клинцов.

Заказчиком старообрядческих изданий в Почаеве был также клинцовский житель, купец В. Я. Железников, получивший на это позволение и особый "привилей" униатского митрополита. Позднее он стал не только поставлять заказы типографии, но и участвовал в их осуществлении, скорее всего, арендуя оборудование типографии, и используя ее работников. Однако отношения Железникова с типографией не долго оставались бесконфликтными.
В 1785 г. монастырь предъявил ему свои претензии, связанные с тем, что, печатая книги в Почаеве, он подряжал гизеров на стороне, в ямполе. Во время устройства собственно старообрядческой типографии в Клинцах Железников стал переманивать из Почаева печатников, причем когда одна из поездок с письмом от него к работникам типографии и деньгами для них закончилась арестом монастырскими властями посланного им Антипа Викулина, Железников прибег к помощи сотского полковника Россена и силой освободил арестованного. Поэтому контакты Почаевского монастыря со старообрядцами во второй половине 80-х гг. XVIII в. были прерваны. До начала 90-х гг. в Почаеве было выпущено всего несколько изданий Псалтыри, затем, в середине 90-х, там вышло еще два издания - Пандекты и Тактикон Никона Черногорца, однако о том, кто был их заказчиком, сведений не имеется.
Всего в почаевской типографии было выпущено не менее 30 изданий, многие из которых напечатаны в украинской манере. В выходных сведениях почаевских изданий всегда указывался Почаев, а время выхода нередко фальсифицировалось, что заставило исследователей долгое время относить начало печатания книг для старообрядцев в Почаеве к концу 70-х годов XVIII века.
Клинцы, типография Железняковых и Рукавишникова.

Первая собственно старообрядческая типография возникла в посаде Клинцы Суражского уезда, Черниговской губернии в середине 80-х гг. XVIII в. К этому времени в России появилась юридически обоснованная возможность заведения частных типографий в связи с императорским указом от 15 января 1783 г., разрешавшим их.




типография Рукавишникова, 1787 год


типография Рукавишникова, 1787 год


типография Рукавишникова, 1787 год
Весной 1784 г. купцы В.Я. Железников и Д.С. Рукавишников подали прошение о разрешении открыть типографию, в которой они собирались печатать книги, "именуемые прологи". Постановлениями от 29 марта и 25 июня Сурожского наместнического правления разрешение было дано, однако печатание церковных книг им запрещалось. Просители подали жалобу малороссийскому генерал-губернатору П. А. Румянцеву и благодаря его содействию 5 августа 1785 г. получили дозволение на перепечатку старых книг.




типография Рукавишникова, 1787 год


типография Рукавишникова, 1787 год
Деятельность заведенного в Клинцах типографского предприятия, была столь успешна, что с осени 1786 г., или марта 1787 оно расширилось и оборудование разместили в двух домах. Это стало возможным еще и благодаря тому, что были подготовлены квалифицированные специалисты по книгопечатанию. Есть основания полагать, что эти заведения в дальнейшем работали как самостоятельные типографии.
В 1787 г. клинцовские типографы обратились к директору экономии Нижегородского наместничества П. Прокудину с просьбой разрешить торговлю изданными ими книгами на Макарьевской ярмарке. Прокудин решил испросить мнения об этом нижегородского епископа Дамаскина, а тот, в свою очередь, для решения затруднительного вопроса обратился в Синод. Результатом стало появление 27 июля 1787 г. указа о запрещении продажи церковных книг в том случае, если они напечатаны не по инициативе Синода или Комиссии народных училищ. В то же время было заведено следственное дело о печатании "запрещенных книг" в Клинцах, хотя благодаря проволочкам в следствии типография продолжала работать и в начале 1788 г. В конце января - начале февраля 1788 г. было произведено освидетельствование клинцовских типографий. При обыске в домах Я.К. Железникова и Д.С. Рукавишникова обнаружили литеры, инструменты для их литья и небольшое количество экземпляров уже отпечатанных книг. Все найденные книги и материалы были конфискованы, но значительную часть оборудования владельцам типографии удалось спрятать. Подтверждением тому является издание Рукавишниковым в 1788 г. "Путешествия к святым местам" В. Г. Григоровича-Барского, напечатанного гражданским шрифтом и, возможно, нескольких кириллических книг.

Уже весной 1788 г. Я.К. Железняков начал хлопотать о возвращении ему отобранных типографских материалов, которые 6 июня 1789 года и были возвращены его сыну Василиюпри условии, что он не будет печатать старообрядческие книги. Однако осенью 1789 г. типографский материал Железняковых был использован при печатании старообрядческих изданий в М. Стрельбицкого, откуда в последствии он перешел в Махновку и Янов.
Судьба типографского материала Д. Рукавишникова более загадочна. Известий о том, чтобы он предпринимал какие-либо действия для возвращения ему конфискованного, нет. Орнаментика, применявшаяся в его изданиях, обнаруживается вновь только в нач. XIX в. - в книгах, изданных тип. Ф.К. и А.Ф. Карташевых в Клинцах.Всего за легальный период деятельности типографии было напечатано около 40 изданий.

Карташев, история посада Клинцы, типографии, Клинцы Брянская область, Почаев, Рукавишников

Previous post Next post
Up