Пресвятой ананас, спаси и сохрани!
Сегодняшнее тру-стори будет посвящено спонтанно обнаруженным снимкам годичной давности,
а также повторению родительских сценариев и морализаторству.
Покуда боженька бережёт нас с супругой от появления потомства, я активно отрабатываю отцовские навыки на ней.
Не совру, если подчеркну, что это полезно для личностного роста обеих сторон!
Проявляется это не только в таких обыденных вещах как "одевайся теплее - продует", "убери бардак на своём столе" и "кури поменьше"
но и в постоянных попытках "заставить ребёнка учиться".
В основном бои ведутся за творческие навыки и мелкую моторику (ведь это дополнительно обеспечивает совместный досуг).
Я уверен, что одним из основных поводырей человека по жизни должно быть стремление к саморазвитию.
Чем большего уровня ты успеешь достичь и чем больше опыта наберёшь, тем более вероятно тебя
пустят в рай.
Апофеозом моих проповедей стала вечерняя художественная школа, вернее групповые уроки рисования для взрослых.
И тут разверзлось...
Выяснилось что подобные курсы посещают только женщины двух категорий:
- творческая простушка, вяжет кружевные салфетки, рисует пасторальные пейзажи/натюрморты, растит цветы жизни и желает всем растить
- нетакие как все, но недостаточно нетакие, чтобы их глубокий внутренний мир сделал из них настоящего поэта, художника, музыканта или представителя субкультуры.
Чем это плохо?
Вне стен художественной мастерской - ничем.
В рамках обозначенной деятельности - тем, что обе группы учениц априори рисуют плохо и не учатся рисовать лучше, т.к. для их тонкой натуры важен процесс и статус, а не достижение результата.
А это, в свою очередь, приводит к тому, что педагог и не ставит перед собой задачи привить своим подопечным соответствующие навыки.
Теперь о педагогах.
Сразу оговорюсь, что даже на мой век пришлось несколько хороших преподавателей,
а плохие делились на несколько категорий,
но остановлюсь на одной - наиболее распространённой в наших широтах и особенно паскудной.
Женщина от 35+, как правило от 45.
С неустроенной личной жизнью или неудовлетворяющей семейной.
Созидательная функция женщины, не реализованная в социальной сфере, вытеснена в творческую.
Проблемы с пристарелыми родителями, не позволяющими дочери взять на себя роль старшего/опекуна.
Малооплачеваемая творческая занятость, как правило множественная, как правило в сфере коммуникации с людьми, далёкими от её профессии.
и т.д.
Вполне логично, что девушка, делающая выбор в пользу худ.училища при планировании своих зрелых лет,
и не добивающаяся успеха в этой сфере за годы профессионального обучения,
входя в эти самые зрелые годы не превращается в Никоса Сафронова.
Надо признать, что дорожка, ведущая к преподаванию недоучек, неудачников и бездарей от рисования протоптана налево в незапамятные времена,
учёным котом вдоль дуба,
и ходят по ней недоучки и бездари от самых разных компетенций.
Так почему бы не порадоваться за людей, нашедших задачу себе по плечу и умудрившихся устоять на своём творческом пути?
Потому что учитель, для которого первична собственная творческая реализация, никогда не будет сосредоточен на преподавательской деятельности.
Художник будет рисовать с детьми. Преподаватель будет выращивать конкурентов художнику.
И можно было бы порадоваться, что для подобных педагогов находится подходящая аудитория учеников (описал выше),
но радость омрачена шишками, набитыми невозможностью различить на глаз: за кого радоваться, а к кому пойти учиться.
Возвращаясь к теме:
Жена записалась на курсы.
На первом же подготовительном уроке, где только учат держать карандаш правильным концом,
группе объяснили, чем акварельный ватман отличается от обычного, и предложили попробовать акварель в действии.
Изложу суть задачи:
На листе А3 нарисовать ананас - по центру.
Ананас такого размера чтоб ему "не было тесно" и при этом не осталось слишком много пустого места.
Стиль изображения ананаса - дошкольный примитивизм.
Каждый сектор ананаса (читай как каждую чешуйку и каждый листик) покрасить своим цветом без повторения цвета.
По результатам занятия, жена принесла домой только лист с карандашным контуром, как, по её заверениям, сделало большинство в группе.
Внимание вопрос: на что ушло два часа?
Принципы компановки, распределения массы, сечения - ни на практике ни в теории не разбирались и остались на уровне "чтобы ананасу не было тесно".
Что такое заливка, растяжка, отмывка, чем работа акварелью по сухому отличается от работы по мокрому - не объяснялось - просто "закрасьте сектора".
Как работать с палитрой, как смешиваются цвета, как работать с наложением слоёв, как крепить/держать/сушить лист - тоже сами разберитесь.
Я дважды уточнил, точно ли урок нулевой для нулевых навыков и точно в этом убедился из полученного описания.
Оставалось предположить, что это метода "сначала попробуй сам, потом я тебе помогу"...
И был бы этот пост таким длинным если бы я угадал с методой?
Нет.
И т.к. правило "сначала пробуй сам" не было озвучено, естественно преподавателю посыпались досаждающие вопросы.
А в качестве преподавателя мы имеем человека с неустойчивой самооценкой и низким уровнем професиональных компетенций.
Это - ранимая натура, которую может выбить из равновесия любая черта подопечных (личностная или поведенческая).
Натура, не обладающая навыком работы с возражениями, критикой, альтернативным мнением, но самое страшное - с дополнительными вопросами.
Самое страшное потому, что понять, почему что-то нужно делать и делать так, а не иначе, совершенно невозможно,
если преподаватель сам не понимает почему он "чувствует что надо так".
Это тянет за собой ещё одну проблему:
Невозможность противостоять "проверкам компетентности" (читай вопросам "как и почему") подключает у жертвы естественные защитные механизмы:
агрессию или вытеснение раздражителя из поля внимания.
В результате совокупности этих фактов жена, ничего толком не добившись на уроке, принесла домой вот это:
Изучив анамнез ситуации, мы с женой приступили к разминке:
порисовали растяжки, градиенты, потренеровались с заливками, с пересечениями цвета и пр. и тд.
А когда рука и дух окрепли достаточно для первого задания - вернулись к ананасу.
Вернулись к ананасу и возгуглили принцип построения чешуек и листвы на этой ягоде - в стиле дошкольного примитивизма работать не хотелось
- хотелось сделать простенько и схематично, не проявляя признаков угасания нервной деятельности.
Получился вот такой витраж:
Следующим шагом была проверка задачи, из которой не явствовало, что сегменты должны быть окрашены хаотично,
не взирая на тон, яркость, температуру цвета и вызывать эпилептические припадки у зрителя.
Условие было одно: использовать как можно больше уникальных цветов, полученных методом смешения базовых.
Так и сделали:
Со следующего занятия, в рамках которого состаялась презентация домашнего задания, жена вернулась в ещё более смешанных чувствах.
В её перессказе произошедшего я узнал цитаты своей преподавательницы ИЗО (на самом деле нескольких, но поименно всех я уже не вспомню).
Реакцией на работу были возмущение, обида, обвинения с переходом на личности...
Фактически же перечень притензий звучал так:
Вы нарисовали не то что остальные
Вы нарисовали не ровно то что я сказала
То что вы нарисовали не соответствует задаче - задача не выполнена
Вы решили выпендриться вместо того чтобы выполнять задачу
Вы решили нам что-то доказать, не понятно что именно
а теперь самое прекрасное - ответ на вопрос "что же именно в работе не так?"
барабанная дробь:
Вы не должны были убирать оставшиеся в нижней части заливки капли краски.
А ты, блядь, об этом их вообще предупредила, припадочный ты неадекват?
Нет.
Ах да, наверное стоило это упомнуть в начале :) лет пятнадцать назад меня выгнали из художественной школы на последнем году обучения.
Не так ли, это многое объясняет?