Бразильцы - потомки каннибалов.

Jul 11, 2017 08:11

Оригинал взят у oper_1974 в Бразильцы - потомки каннибалов.
Darcy Ribeiro e Carlos de Araujo Moreira Neto. A Fundacao do Brasil. Testemunhos 1500-1700. Editora Vozes Ltda.

МАНУЭЛ ДА НОБРЕГА. ЗАМЕТКА О ДЕЛАХ БРАЗИЛИИ

О. Мигелу ди Торришу, Лиссабон - Баия, 8 мая 1558 года.

С той поры как Бразилия открыта и заселена, язычниками убито и съедено большое число христиан и захвачено множество судов и кораблей, а также много имущества.
    И христиане, заботясь о том, чтобы прекратить сии дела, торговали с ними и давали им выкупы, коим те радуются и в коих надобность имеют, но даже и чрез сие не смогли сделать из них добрых друзей, и те не перестают убивать и поедать, как только и когда смогут.
   И если бы сказали, что христиане их грабили и дурно с ними обходились, то некоторые действительно так поступали, иные же оплатили ущерб, что сии причинили.
       Однако есть иные язычники, коим христиане никогда не причиняли зла, а язычники их захватили, съели и вынудили покинуть многие местности и богатые фазенды.





И они столь жестоки и звероподобны, что убивают вот так тех, кто никогда не причинял им зла, - священников, монахов, женщин же таким образом, что и дикие звери удовольствовались бы ими, не причинив им зла.
   Однако сии суть такие изверги в телах человеческих, что, не делая исключения среди людей, всех убивают и поедают, и никакое благодеяние их не склоняет и не удерживает от их дурных обычаев, но представляется и зримо бывает по опыту, что они преисполняются гордыни и поступают еще хуже, встречая ласку и доброе обхождение.
  Подтверждением сему то, что сии язычники Баии, будучи хорошо принимаемы и наставляемы (doutrinados), с сим сделались хуже, видя, что не наказывались дурные и виновные в предыдущих смертях; при суровости же и наказании они смиряются и подчиняются.






С той поры, как Его Величество направил Губернаторов и судей (justica) в сию землю, не было набегов на язычников и захвата им принадлежащего, как прежде, но даже и посему они не перестали захватывать многие корабли и убивать и поедать многих христиан.
   Таким образом, тем надлежит жить в укрепленных поселениях, с множеством охраны и оружия, и христиане не отваживаются расширяться и распространяться по земле, дабы строить фазенды, но живут в крепостях, словно гранича с маврами или турками, и не смеют заселять и использовать ничего больше, как только пляжи.
   И не дерзают строить себе фазенды, разводить скот и жить в глубине земли, коя широка и хороша, где они могли бы жить в достатке, если бы язычники были покорены или же вытеснены, как могло бы быть при малом труде и расходе.
      И имели бы они духовную жизнь, постигая своего создателя и вассалитет Его Величества, и подчинение христианам, и все жили бы лучше и в достатке, а Его Величество имел бы богатые доходы в сих землях.




Сии язычники суть такого свойства, что любят не за добро, но за страх и подчинение, как было испытано, и посему, коли Е.В. желает видеть их всех обращенными, пусть прикажет их подчинить.
   И он должен способствовать распространению христиан вглубь земли и поделить Индейцев для услужения тем, кто поможет их завоевать и покорить, как делается в иных краях новых земель.
   Я не ведаю, каково мириться с тем что наше, португальское племя (geracao), из всех народов более всего внушающее страха и повиновения, пребывает по всему сему побережью, терпя самых жалких и презренных язычников в мире и едва ли не подчиняясь им.
       Убившие людей с корабля Епископа, могут быть затем наказаны и подчинены, а равно и объявленные врагами христиан, и желающие нарушить мир, и владеющие рабами христиан без желания их отдавать, и все прочие, что не желают терпеть справедливого ярма, кое им принесут, и по сей причине поднимутся против христиан.




С подчинением язычников исчезнет множество способов дурного приобретения рабов и множество сомнений, ибо люди будут иметь рабов законных, взятых в войне справедливой, и обретут услужение и вассалитет Индейцев.
   И земля населится, и Наш Господь получит множество душ, и Его Величество будет иметь великий доход в сей земле, ибо появится множество скота и энженью, поскольку здесь нет много золота и серебра.
    Когда же сия Баия будет покорена, то будет легким делом подчинить прочие Капитании, ибо только громы, произведенные там минувшею войною, сделали язычников весьма боязливыми, христианам же придали немалый дух, каковой прежде был у них весьма упавшим и слабым, ибо они терпели от язычников такие вещи, что и вымолвить стыдно.




Таким образом прекратит адова пасть пожирать стольких христиан, когда они теряются в лодках и кораблях вдоль всего побережья; каковые все съедаются Индейцами, и больше бывает тех, кто умирает, нежели тех, что прибывают ежегодно.
  Сие представляется также наилучшим средством для заселения земли христианами, и сие было бы лучше, нежели посылать бедных поселенцев, подобно тому, как некоторые из прибывших, не имея, на что купить раба, с коим начать свою жизнь, не смогли содержать себя, и таким образом были принуждены возвратиться или же умерли от нападений зверей.
   Лучшим представляется направлять людей, кои покорят землю и будут рады установить в ней любой добрый образ жизни, как поступили некоторые из прибывших с Томе ди Созой, имея весьма мало причин довольствоваться ею в ту начальную пору, когда не было ничего, кроме одних лишь забот, голода и опасностей Индейцев, кои были весьма горделивы, христиане же - весьма боязливы. И посему, узрев Индейцев подчиненными, гораздо более рады будут осесть на земле.




Представляется также, что для такого числа язычников не понадобится много людей, поскольку, согласно уже имеющемуся в других краях опыту, достаточно немногих христиан и немногих издержек.
   Может статься трат хватит на то, чтобы подчинить все побережье с помощью жителей и их рабов, а также Индейцев-друзей, подобно тому, как сим образом поступают во всех краях.
   Закон, что им должны дать, - это запретить им есть человечье мясо и воевать без дозволения Губернатора. Принудить их иметь только одну жену, одеваться, ибо имеют много хлопка, по крайней мере, после того как станут христианами.
       Надо искоренить у них колдунов, держать их в справедливости между собой и в отношении христиан; заставить их жить спокойно, без перемещения в иной край, если только не отправляются жить среди христиан.




Сие начал претворять в жизнь Д. Дуарти, теперь же Мен ди Са делает это с большею щедростью вследствие Статута (Regimento), что он привез от Короля.
   Детей язычников сейчас нет в доме Иисуса. Причиной тому то, что уже имевшиеся были большими и посвятили себя ремеслам, однако из сих большинство убежало к своим, и поскольку не было способов подчинить их.
   Нам здесь представляется весьма уместным, чтобы помимо духовного руководства над отроками Провинциал или же один только Ректор нашей Коллегии имел бы также руководство во всем прочем, дабы упорядочивать дела, ставя и снимая, и выбирая, кто из них будет принимать обязанности.
       Так я того желал, когда было положено начало сему дому, и так мне представлялось, что дети язычников никогда не отдалятся ни от нас, ни от нашего управления, и то, что было приобретено, было для нас и для них.




Я вновь повторяю, что столь велика ненависть, питаемая нашеми людьми к Индейцам, что всеми и всяческими путями они полностью лишают их добра, используя методы причинения вреда и препятствуя обращению язычников.
    Два племени пребывают здесь, подле коих немного времени спустя будем затем съедены и мы, здесь находящиеся, и они столь тесно примыкают к нам и расположены близко одно от другого, что никого из них невозможно наставить.
    И терпели доныне великие обиды со стороны христиан, до того, что те отнимали у них дочерей и жен и убивали их. И так как Губернатор приказывает тем и другим, дабы не сражались, а также не вторгались, но христиане сему противоречат, страшась, что Индейцы станут друзьями и сделаются мощнее против христиан.




Однако Португальцы в сих краях желают видеть сию землю покоренною и подчиненною и иметь Индейцев у себя в услужении, но чтобы сие свершилось без того, чтобы им пришлось рискнуть хотя бы одним корнем мандиоки.
         Наилучшее, что может быть предоставлено нашей Коллегии - это две дюжины рабов из Гвинеи, мужчин и женщин, дабы в избытке производили продовольствие, а иные бы плавали в лодке рыбача.











БРАЗИЛИЯ, КАННИБАЛИЗМ

Previous post Next post
Up