Оригинал взят у
skaramanga_1972 в
РОССИЯ, КОТОРУЮ ОНИ ПОТЕРЯЛИ. КРЕСТЬЯНСТВО И ЖЕЛЕЗНЫЙ ВОПРОС Как известно, к началу XX века Российская империя, по своему развитию, была отсталой аграрно-индустриальной страной. Понимаю, что слово "отсталой" может кого-то из господ французскобулочников покоробить и вызвать у них "яростный" протест. Подождите негодовать и не спешите приводить мне цифры по выплавке чугуна, стали, железа, добыче угля и нефти, производству (переработке) хлопка и прочему в империи, ведь, если посчитать все это на душу населения, то "предмет для гордости" быстро потеряет свой "блеск" и придется констатировать, что, да, в какой-то Германии и прочих Европах производство (да и потребление) на душу населения было существенно выше, чем в Российской империи.
А теперь давайте немного поразмыслим, но более предметно. Для примера, берем металлургическую отрасль империи. Кто основной потребитель ее продукции, скажем железа и чугуна? Если Вы думаете, что крестьянство, или прочее население, то вы сильно ошибаетесь! "... у нас почти половину всего производства железа и чугуна берет казна для постройки железных дорог, народное же потребление составляет только 14%" (Озеров, Иван Христофорович "Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX века" Москва, 1905г.).
Цитата просто убойная по следующим соображениям:
Один из мифов о Российской империи гласит, что: «При царе железных дорог строили больше, чем при Сталине». Как оказалось это "
не совсем так", но в данный момент это не суть важно, поскольку я хочу акцентировать Ваше внимание не на протяженности построенных путей сообщения, а на цене вопроса исходя из политики государственного протекционизма в металлургии. Для тех, кто не совсем понял о чем я хочу сказать, привожу конкретный пример:
"В 1898-1900 гг., когда чугун стоил на заводах 60-65 коп., казна платила за рельсы 1 руб., 12 коп., а в последующем, когда чугун упал в цене до 40-45 коп., цена на рельсы была ... повышена до 1 руб. 25 коп. (Штейнфельд "Политика казенных заказов". Нар. Хоз. 1902, № 8). Такая щедрость казны приводила к тому, что на южных заводах рельсы не для казны расценивались 85-87 коп., для казны в 1 руб. 25 коп., а ежегодная переплата казны по предметам железнодорожного оборудования из чугуна, железа и стали достигали, по вычислению г. Штейнфельда не менее 15 мил. руб." ("Общественное движение в России в начале XX-го века" Под ред. Л. Мартова, П. Маслова и А. Потресова. Т. 1, Санкт-Петербург, 1909г.).
Красивый пример! А теперь классическая фраза-вопрос: "За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?" (...из кинофильма "Иван Васильевич меняет профессию"). Естественно, что "оплачивать будет" основной класс налогоплательщик - крестьянство, в виде податей и сборов в казну империи, а также переплат из-за высоких таможенных пошлин на продукцию металлургии из-за границы.
Для тех, кто не в курсе, поясняю, на следующем примере за 1900-й год. Итак: "... пошлина с железных и стальных изделий в среднем составляет у нас от 30 до 36% с ценности, ... с железа полосового и сортового от 46 до 73%, со стали полосовой и сортовой - 66%, с чугуна в штыках - 75%" (Озеров, Иван Христофорович "Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX века" Москва, 1905г.).
Знаете к чему привело такое положение дел? А к тому, что отечественная металлургическая промышленность не была заинтересована в модернизации производства. Зачем она ей, если правительство делало выгодные заказы на рельсы, причем с приличной переплатой, заведомо дорогой чугун продавался в убыток, но государство, в качестве компенсации, выплачивало его производителю вывозную премию, ограничительные пошлины на заграничные товары из металла создавали тепличные условия для производителей этих же товаров внутри империи, железо было чуть ли не предметом роскоши в крестьянском хозяйстве, а основными орудиями обработки земли были
допотопные деревянные сохи и косули в купе с деревянными плугами и боронами. И ничего, что крыша у крестьянина в империи не железом крытая, а деревянная, "... у нашего крестьянина метко заметил кто-то, только и металла, что медный крест на шее, да пятак в кармане, и с таким-то железным инвентарем призван наш крестьянин обрабатывать русскую землю" (Озеров, Иван Христофорович "Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX века" Москва, 1905г.).
Ну а теперь, в качестве аргументов по вышеизложенному...
Фрагмент 1
Источник:
Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Вятская губерния. - 1903, стр. 360
Фрагмент 2
Источник:
Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Самарская губерния. - 1903, стр. 372
Фрагмент 3
Источник:
Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Подольская губерния. - 1903, стр. 558
Фрагмент 4
Источник:
Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Тульская губерния. - 1903, стр. 64
Фрагмент 5
Источник:
Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Нижегородская губерния. стр. 291
Фрагмент 6
Источник:
Озеров, Иван Христофорович (1869-1942).
... Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX века / Проф. И.Х. Озеров. - Москва : Д.С. Горшков, 1905. - XII, 259 с. : диагр.; 23.
p.s.
Источник:
Озеров, Иван Христофорович (1869-1942).
... Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX века / Проф. И.Х. Озеров. - Москва : Д.С. Горшков, 1905. - XII, 259 с. : диагр.; 23.
И еще одна симпатичная цитатка:
"... американские жестянки с мясом в Лондоне стоили дешевле пустых жестянок в России" (Озеров, Иван Христофорович "Экономическая Россия и ее финансовая политика...")