Nov 01, 2013 11:59
Это эссе я написала еще к годовщине путча 1993 года, а вышло оно в свежем номере "Бизнес-курса". Уже сдав его редактору, я услышала, как наш душка-губернатор на голубом глазу заявляет, что нужно экономить за счет сокращения сельских депутатов. Похоже, я была неправа насчет "в шапке дурак - и без шапки дурак". Сдается мне, шапка тут ни при чем...
--------------
Казалось бы, как можно убить уже мёртвое? Однако, уничтожив в 1993 году местное самоуправление, власть регулярно наносит по нему всё новые и новые удары. Как будто старается не оставить даже ничтожного шанса на его возрождение. Кажется, даже в последние советские годы, когда институты народовластия превратились в декорацию и марионетку, население больше влияло на жизнь микрорайона, района, города.
Выросло целое поколение, не знающее, что такое настоящие советы. В омском Горсовете когда-то было двести депутатов, в областном совете - 250 человек, в каждом из семи райсоветом города - по сто депутатов. Сейчас в ГС всего двадцать «мажоритарных» депутатов. Ещё столько же прошло по партспискам, но кто их знает? Избиратели худо-бедно помнят фамилию «своего» депутата да нескольких особо «раскрученных». Тринадцать городских депутатов ЗС знают, наверное, даже не все журналисты. Депутаты взаимно не знают горожан. Не уверена, что за время своих полномочий они успевают зайти в каждый двор. Тем более, что это им и не надо.
Почему-то в столице избираются собрания муниципальных округов. Конечно, туда всеми силами протаскивают удобных для управ голосователей за нужные решения. Однако, там есть и самовыдвиженцы, живущие в тех же микрорайонах, что и избиратели, своими ногами исходившие все дворы и поговорившие с каждой бабушкой.
Да и у нас в сельских районах области есть районные, городские и поселковые советы. То есть, теоретически, на жителя деревни или райцентра работают аж четыре депутата (включая областных). На одного депутата «первичного» местного совета, наверное, приходится от нескольких человек до нескольких сотен избирателей. И это совсем другой уровень ответственности и информированности. Живя бок о бок с депутатом, не надо и на приём записываться - встретил на улице, взял за пуговицу и излагай свои проблемы или мнение о его работе. Поэтому, наверное, депутаты и главы там часто меняются.
В Береговом перед выборами в Горсовет кандидаты искали расположения Алевтины Рапацевич. Она для них представляла посёлок. И для посёлка она авторитет. Такие люди когда были и в Горсовете, и в райсоветах. Некоторые главы округов начинали карьеру в райсоветах. Тот же Александр Лихачёв не из администрации в общественники пошёл: был депутатом Центрального райсовета и Городского совета, знал все дома, дворы, школы, кружки и секции на своём округе. Да много было таких активистов.
Вычёркнув райсоветы из городской жизни, власть защитилась от постоянных дёрганий со стороны шебутных «мундепов». Но это решение ещё больше углубило пропасть между населением и властью, постепенно утрачивающей «чувство города», переставшей понимать горожан. Невозможно столько лет управлять, опираясь на чьи-то умозрительные представления о населении. Живя в особняке в Усть-Заостровке, не очень думается о неподключенных к теплу многоэтажках. Депутатам-миллионерам в пробках естественно думать о том, как убрать с дороги автобусы, троллейбусы и трамваи. «Торговые бароны» и «мусорные короли» вряд ли догадываются, хватает ли детского пособия на школьный проездной. VIP-клиентам частных клиник невдомёк, сколько часов нужно стоять, чтобы сдать кровь из пальца, и каково полгода ждать талон на бесплатное УЗИ «по онкологии».
В депутаты идут не для этого. Горсовет - удобная и престижная площадка для встреч с важными и нужными людьми. Законодательное собрание - «деловой клуб» с очень дорогим абонементом. Эта «платиновая карта» не требует знания потребностей поликлиники или детского сада, состояния дворовой спортплощадки и скверика в микрорайоне.
По уму, руководители города и области заинтересованы в возвращении «райсоветского буфера», позволяющего восстановить хоть какую-то связь с горожанами и канализовать народное недовольство. Но выдвижение массы активных и, не исключено, амбициозных людей создаст угрозу спокойному благополучию не только разок допущенных к депутатству, но и «вечных депутатов». В условиях растущего недоверия к партии власти и сбоящего административного ресурса это - рискованная затея. С такими инициативами легко «утратить доверие президента» и лишиться должности.
В общем, и в шапке дурак - и без шапки дурак. Хочешь понимать город - выстраивай самоуправление. Не хочешь потерять должность - выслуживайся, добивая самоуправление.
БК55,
самоуправление,
чиновники,
власть,
Омск