Jun 12, 2013 21:10
Сегодня в бумажном "Бизнес-курсе" вышло мое эссе. Тут чуть больше, потому что для журнала пришлось сокращать.
-----------------------------------------------------------
Финт с досрочными выборами в Москве напомнил аналогичный эпизод из истории Омской области. Губернатор Леонид Полежаев ушел в отставку за несколько месяцев до истечения полномочий, якобы, чтобы избирательная кампания не совпала с уборочной. Заодно потенциальные конкуренты оказались выбиты из графика, а глава области отряхнул второй срок “с своих ног”, формально избавился от предельного стажа - и пошел на новое выдвижение.
Многие политтехнологии, гремевшие потом по России, обкатывались в Омске: меловые войны, заклеенные окна машин и квартир на первом этаже, анонимки “с компроматом”, перекупка “чужих” кандидатов, “двойники” политиков, журналистов и целых газет, сжигание бюллетеней накануне пересчета...
Не думаю, что область выбирали полигоном для отработки грязных методов работы. Омск по каким-то неведомым причинам оказался моделью России, чуть раньше других проходящим неизбежные для всех этапы. Это проявляется не только в действиях власти, но и оппозиции, и всего населения. Поэтому кризис, охвативший город и область, может оказаться первым звоночком для всех.
Можно считать, что кризиса нет, это - кампания по дискредитации мэра/губернатора, а вся статистика - лживая и манипулятивная. Но даже градусник со сбитой шкалой позволяет увидеть повышение или понижение температуры. А “температура“ растет. И не только в финансово-бюджетной сфере.
Только в последние дни разные структуры обнародовали данные о пессимистичных настроениях омичей: лишь половина горожан считает Омск пригодным для комфортной жизни. Заняв последнее место по “самооценке”, город стал “столицей пессимизма”. В первом квартале уехали в другие страны или регионы (официально “разорвав отношения” с областью) свыше 12 тысяч человек. А сколько омичей выбрало для жительства другие края, оставаясь формально зарегистрированными здесь? Экспертиза стратегии развития области выявила и другие “болевые точки”, обозначив ключевую “точку роста” - активность горожан, которых слышит власть.
Вячеслав Двораковский уверен, что у мэрии с этим все в порядке - она слышит людей. Он принял от Виктора Шрейдера систему самоуправления, которая как работала, так и работает. Да и люди в основном те же. Почему же то, что получалось у Шрейдера, не получается у Двораковского?
В 1990-м году в Омске впервые на альтернативной основе были избраны районные и городской советы. Одновременно в городе начали возникать советы или комитеты домов, дворов, микрорайонов. Первые активисты территориального самоуправления пытались самостоятельно обустраивать жизнь. А им не давали этого делать. Так была “зарублена” инициатива по передаче подвалов жилых домов в управление домовым комитетам, которые могли бы использовать это имущество в интересах жильцов. Если бы не сопротивление этому движению, реформа коммунального хозяйства могла бы начаться еще тогда - и шла бы снизу, от потребностей жильцов, а не от желания власти спихнуть с рук громоздкую и неэффективную систему (или отдать в знакомые руки источник дохода).
Вместо этого решили строить “управляемое самоуправление”. Виктор Шрейдер первым из глав округов начал “КТОСо-строительство”. Стоя во главе процесса, он знал все возможности “потемкинской деревни”, включая главную - в ней нельзя жить. Имитационное самоуправление строилось “сверху” и было призвано делать, что скажут. КТОСы были и за муниципальные домоуправления, и за управляющие компании, и за непосредственное управление, и за Белова, и за Шрейдера, и за Двораковского...
Назначенных “представителей населения” сделали инструментом для обеспечения нужных результатов на выборах, голосованиях, публичных слушаниях, опросах. Такое “общественное мнение” удобно для обоснования непопулярных и даже откровенно антигородских решений. Но для работы нужны реальные данные.
В одной из серий “Крепкого орешка” террористы “опускают горизонт” на приборах для заведения самолета на посадку - и тот разбивается. Ну, а Вячеслав Двораковский рулит самоуправлением со сбитым “горизонтом”, плохим штурманом и глухим радистом. У пассажиров выбор не велик: парашют, замена команды или ремонт системы обзора.
Валить - или сажать.
самоуправление,
чиновники,
БК,
Омск