(no subject)

Oct 26, 2021 22:23

Недавно писал, что в позднем СССР планировали создание ВИЭ на основе подземного тепла. Две скважины на 8-10 км глубиной (где температура 250 градусов). В одну закачивают воду, из другой вырывается пар и крутит турбину. Солнечные панели и ветряки представлялись советским специалистам архаикой, т.к. у таких станций переменная деятельность (ночь и штиль), а скважины с подземным теплом работают всегда.
У Максима Калашникова в октябрьском номере журнала «Изборского клуба» прочитал ещё об одном проекте ВИЭ позднего СССР.

В 1979 году была создана ЛИСЭД - Лаборатория по исследованию судов с экологически чистыми двигателями. Возглавил её Юрий Крючков (1928-2015), тогдашний профессор Кораблестроительного института (НКИ) из Николаева.
Уже тогда специалисты предложили проект парусного рудовоза дедвейтом в 50 тысяч тонн (николаевские корабелы В. Щередин и В. Шостак). Сам профессор Крючков выдвинул проект ветрохода с горизонтальной загрузкой, способный перебрасывать через моря-океаны удобные для парусников грузы: руду, нефтепродукты, уголь, контейнеры. ЛИСЭД создала проекты многокорпусных парусников для внутренних водных путей страны и Чёрного моря, разработала схему высокотехнологичного парусного оснащения, начертила проекты нескольких океанских транспортных парусников. Тогда то и был показан один из них - высокобортный транспортный корабль с тремя поворотными мачтами-консолями, несущими механизированные паруса-крылья с предкрылками и закрылками. С гладкой палубой и высоким ходовым мостиком в носу. На корме - ветродвигатель, что заряжает электричеством аккумуляторы, установленные в междудонном пространстве и служащие ещё и хорошим балластом, обеспечивающим остойчивость корабля.

А чтобы ветер его не кренил, предусмотрены ещё и боковые рули - стабилизаторы качки, этакие «плавники». При входе в порты они убираются, парусник идёт на вспомогательном электромоторе. Высокую маневренность ему обеспечивают подруливающие устройства. Трюмы у него снабжены движущимися переборками - легко менять их конфигурацию. Загружают парусник как судно типа «ро-ро»: через кормовые и бортовые лацпорты, по горизонтали. Не нужно грузовых люков на палубе.

Профессор Крючков успел спроектировать и построить исследовательский парусный тримаран «Таис-3» из алюминиево-магниевого сплава, прогулочный катамаран «Бумеранг», снабдить жёсткими убирающимися парусами исследовательское судно «Дельта» (бывший сейнер-рыболов 1963 года постройки). В 1989 году он закончит проект дооборудования жёсткими убирающимися парусами теплохода «Саатлы» (5 тысяч тонн водоизмещения) на Каспии, но всё так и останется на бумаге. Как, впрочем, и проекты круизных парусных катамаранов «Симнико» и «Селин 80».

В общем, СССР развинтили на части, и больше никому уже у нас не были интересны такие проекты ВИЭ. Причём как мы видим сейчас, СССР в том же парусном флоте опережал западные наработки лет на 25-30 (первые грузовые парусники современного типа только-только выходят на Западе).

@tolk_tolk

СССР, экология и климат

Previous post Next post
Up