Всё же не соглашусь с ув. Реальной Демократией. С попытками апеллировать к вечевой демократии как к некой основе Руси, и из чего можно слепить новую Россию. Вижу эту же апелляцию у многих - от нацдемов (например, у Широпаева) до либералов (например, у историка Янова).
https://t.me/realdemo/2117 Вечевая демократия касалась хорошо если 2% населения, и не осталась в исторической памяти народа. Взять тот же Новгород, к которому обращаются как к образцу вечевой демократии. На пике его численность - 20 тыс. человек с пригородами. Управлял же Новгород территорией с населением под 1 млн. человек. Ну вот те самые 2%. Остальные 98% в этом вече не участвовали и вообще старались поменьше контактировать с городом - оттуда можно было ожидать колониального дружинника, который придёт отбирать шкурки белки.
Историческая же память у народа сохранилась о другом из старой Руси. О безгосударственной жизни.
Как писал уже не раз, великорусское ядро в своей основе до XVI века - это 1-2-3-дворные хутора, разбросанные по бескрайнему лесному океану. В этот океан бежали от колониалистов-варягов, от ордынцев, потом от начала централизации с помещиками и крепостничеством. Национальный вид спорта - бегство от Начальника. Потому что Начальник либо продаст в рабы, либо оберёт пушной данью как липку, либо закрепостит (опять рабство), либо отдаст в рекруты. Ничего хорошего нельзя ждать от Начальника.
И добежали до Тихого океана, до Персии и Турции (те же казаки-некрасовцы), до Дуная и Белостока. И какими-то островами жили без Начальника вплоть до середины ХХ века. Например, дядя Сергея Собянина - старообрядец часовенного согласия - вышел из скита к людям только после смерти Сталина в 1954 году. А Ельцин помнил всегда своим новгородские и старообрядческие корни, и в целом, пока окончательно не спился, всё же пытался громить госмашину.
Т.е. это природный безгосударственный анархизм, «вольница». Если говорить ближе к нам, понятней и политически, то выразителями этой «воли» и «безгосударственности» были народники, а затем эсеры. Ну и немного задело в 1920-е аналогом левого крыла итальянского фашизма (Савинков), и по понятным причинам не успело развиться дальше.
Так что никакой памяти о демократии не осталось, а вот о вольнице - осталось.
@tolk_tolk