(no subject)

Aug 27, 2021 15:07

Одним из двигателей первоначального капитализма послужил «особый сектор экономики», рентабельность капитала которого составляла более 100% годовых (тогда как до этого, в XV веке, самые успешные сектора экономики приносили лишь десятки процентов прибыли). Экономический историк Евгений Балацкий из Центрального экономико-математического института РАН приводит такие примеры (Journal of New Econom, №3, 2020). Вот лишь несколько из них.
«Вполне правомерно задать вопрос: а почему всё-таки для запуска экономического роста требуется трёхзначная норма прибыли? На наш взгляд, эта величина обусловлена не только формой связи экономических агрегатов, но и глубинными психологическими установками человека. Чтобы лучше понять суть рассматриваемой ситуации, проведем следующий мысленный эксперимент. Какая норма прибыли должна быть, чтобы оправдать экспедицию конкистадоров в Америку? Напомним, что плавание на тесном корабле вместе с лошадьми длилось месяцами; все это время приходилось пить не самую свежую воду, питаться однообразной и отнюдь не самой вкусной пищей, превозмогать холод, зной, бури. А впоследствии в жару и в полном боевом снаряжении, в латах, воевать с туземцами. Можно предположить, что если бы такая изматывающая и рискованная кампания сулила норму прибыли в 10 или 15%, то ни один конкистадор просто не встал бы с места. Этот мысленный эксперимент не является оправданием человеческой жадности, скорее, он просто показывает цену, достаточную для старта сверхусилий людей, которые по самой своей природе не жаждут работать.

Неотъемлемой частью процесса первоначального накопления капитала является каперство (узаконенное пиратство). Грабежи, резня и торговля рабами оставались одними из самых прибыльных предприятий на протяжении более четырех столетий. Для понимания прибыльности каперской деятельности рассмотрим одну из операций известного голландского пирата П Хейна, который в 1629 г. с триумфом возвратился домой. Захваченные им сокровища поражали воображение: 177.329 фунтов серебра, 135 фунтов золота, тысяча жемчужин, индиго, кошениль и другие товары; общая сумма захваченного оценивалась в 11 млн. 509 тыс. золотых гульдена! Принц Оранский как генерал-адмирал голландского флота получил 1/10 часть всей добычи; столько же было выделено экипажам кораблей; Хейн получил в качестве своей доли 7 тыс. гульденов и сверх того - 1,5 тыс. гульденов и золотую цепь в качестве награды от компании. Чистая прибыль предприятия составила 7 млн. гульденов, из которых 3,5 млн. была выплачена пайщикам ВИК в качестве дивидендов; позже им выплатили ещё 2 млн. гульденов; в казну компании внесли 1,5 млн. гульденов. Норма прибыли - 404,5%. При этом только дивиденды акционерам ВИК составили 240%. Таким образом, каперство при всей своей рискованности и издержках давало трёхзначную норму прибыли.

Рынок работорговли. В 1660 г. стоимость взрослого раба на рынках Африки составляла около 3 фунтов стерлингов, в то время как за его продажу в Вест-Индии можно было получить 16-20 фунтов. В среднем норма прибыли одного такого оборота достигала 400-500%, хотя нередко доходила и до 1000 %. К концу XVIII в. соотношение цен закупки и продажи несколько ухудшилось: при африканской цене в 20-22 фунта на американских рынках за единицу «товара» давали 75-80 фунтов, что всё равно обеспечивало рентабельность в 300%.

Еще одним сверхприбыльным источником английского капитала в XVIII в. являлся привозимый из Китая чай. В результате его импорта доход казны Великобритании только от таможенных пошлин на чай ежегодно превышал 3 млн. фунтов стерлингов, что составляло половину расходов на содержание всего английского флота. Такой эффект достигался благодаря тому, что Ост-Индская компания продавала чай в Европе по цене в 4-4,5 раза выше закупочной, что составляло рентабельность чай ной торговли в 300-350%.

@proeconomics

колониализм

Previous post Next post
Up