(no subject)

Jul 21, 2021 00:53

Человеческий младенец - одно из самых слабых и уязвимых существ на земле, и детские болезни и высокая смертность вплоть до наших дней сопровождали почти каждую семью. И если состоятельные родители могли хотя бы проконсультироваться с более-менее профессиональными лекарями или, по крайней мере, обеспечить ребенку сносные бытовые условия, помогавшие бороться с болезнями, то простым людям приходилось туго. В отсутствии элементарной диагностики, с медициной уровня местных бабок-знахарок и травниц родители часто не знали, как помочь внезапно захворавшему дитяти, поэтому часто выдумывали различные обряды, за которые сегодня они сразу бы попали в лапы ювенальной службы.

Например, в Шотландии и Ирландии вплоть до XIX века некоторые малограмотные крестьяне решали проблему просто. Был нормальный ребенок, а тут вдруг раз, и стал хиреть - как будто подменили! Причем подмена воспринималась буквально, большинство родителей думали, что здорового малыша забрали фейри, а им подкинули своего, больного (чаще всего такое подозрение касалось детей с признаками инвалидности или как-то уж сильно отличавшихся внешне или поведением от сверстников). Логично, что надо совершить обратный обмен - и ребенка несли в лес, где оставляли его на ночь на особом холме, либо выносили на мороз, чтобы фейри вернули настоящего младенца назад, забрав своего подменыша. Так как, согласно кельтскому фольклору, от «подменышей» ожидали разных гадостей, то иногда за дело их «возвращения» брались особо ретивые родственники или соседи. В Великобритании сохранились даже отчеты по уголовным делам, где обвиняемыми были соседи, пытавшиеся изгнать «подменышей», топя их в реке или стегая прутьями, чтобы «настоящие родители» сжалились и забрали их назад…

Русские крестьяне тоже применяли «магию» в подобных случаях, но ни на каких потусторонних духов вину не сваливали. Рассуждали они так, что ребенок слаб и хил потому, что недостаточно «допекся» в материнской утробе. Значит, надо провести обряд перепечения и сжечь все болячки или следствие «дурного глаза». Печь, дававшая еду и тепло, считалась сакральным предметом, так что предки наши еще и верили, что отправляют ребенка не время как бы в другой мир, откуда он выйдет уже здоровым. Проводила обряд либо мать, либо повитуха, либо самая старая и уважаемая женщина в деревне. «Недопеченного» наследника оборачивали ржаным тестом, привязывали к лопате и на некоторое время отправляли в печь, произнося определенные заклинания (печь, конечно, не была раскаленной, а просто слегка нагретой). Этот довольно популярный обычай даже отражен в народных сказках, где часто фигурирует Баба-Яга, отправляющая ребенка или добра молодца в печь, и он так или иначе успешно проходит испытание.

@zhili_zhe_ludi

крестьянство, прочий опиум

Previous post Next post
Up