(no subject)

Apr 10, 2021 17:46

В России значительная часть интеллигенции пытается объяснить происходящее в России большим корпусом западных политологических исследований. Любят выводить нечто усреднённое по разным странам Второго и Третьего мира для России. Но зачем так далеко ходить и усложнять действительность? Есть же историческая колея, и всё ныне происходящее можно найти в недавней истории нашей страны. Почти один в один.

Взять, например, недавно принятый закон о запрете бесцензурной и неподнадзорной просветительской деятельности. Но его аналоги же существовали в России в XIX века. Кратко лишь напомню.
В 1850-60-е европеизированная часть верхушки общества понимает, что надо вводить хотя бы начальное образование для низов. Понимала это даже часть сановников. Тем более только что умер Николай I, ярый противник образования для нижних 90% населения, и у многих появляется надежда, что сейчас что-то переменится. Например, военный губернатор Красноярска Замятин писал в 1862 году:
«Я встретил в городе многих из обывателей, уже взрослых, не умеющих даже читать и писать по-русски по неимению средств к обучению их. Таковое отсутствие грамотности в губернском городе поставило меня, по названию начальника губернии, в обязательное положение учредить здесь народную школу (или даже две, смотря по надобности и удобству местности) для обучения преимущественно круглых сирот и детей самобеднейших родителей из обывателей города Красноярска: Закону Божию, русской грамоте, читать и писать, и арифметике».

Эти народные школы создавались на пожертвования, власть никак финансово не хотела участвовать в образовании народа. Но даже эти частные народные школы вскоре показались опасностью для власти, и в том же 1862 году она их запретила. В 1864 году снова разрешила - только под церковным и полицейским надзором. Причём школы опять действовали на частные деньги.
в 1863 году была открыта школа для подготовки сельских учительниц. Однако и эта школа была закрыта в 1866 году из-за «распространения выпускницами крамолы среди низов».

Полицейский и церковный надзор доходил до крайности. Так, при народных частных школах создавались библиотеки. Но до 80% перечня книг, журналов и газет быстро запрещалось цензорами, «чтобы не смущать низы».
В отношении последних енисейский губернатор Теляковский обосновывал такую цензуру:
«В этих журналах и газетах неоднократно помещаются кляузные и пасквильные статьи, в которых с характерными искажениями описываются действия должностных лиц различных правительственных и общественных учреждений, что несомненно подрывает авторитетное значение властей и поощряет дурные инстинкты публики».
(Замечу отдельно, что это не была запрещённая литература - она была не дозволена только для низов)
Так что не было ничего удивительного в том, что Перепись 1897 года показала только 17% грамотных среди сельского населения (а крестьяне составляли 85% населения страны).

@tolk_tolk

образование, царизм

Previous post Next post
Up