(no subject)

Feb 27, 2021 23:47

Мусульмане считаются монотеистами, однако кроме Аллаха также верят в джиннов - существ сверхестественных, однако смертных, едящих, пьющих и умирающих, разделённых на мужчин и женщин. Есть джинны мусульмане и язычники, для людей те и другие равно опасны.
«Арабы очень суеверны, и более прочих те, что живут в Египте. Многие суеверия составляют часть их религии, ибо дозволены Кораном. Среди суеверий самое значительное - это вера в джиннов (гиннов), или джинниев (гинниев). Считается, что джинны появились на свет еще до Адама и по своим свойствам стоят между ангелами и людьми, уступая, однако, в достоинствах и тем и другим; что созданы они из огня и способны воплощаться в людей, животных и чудищ, а также по желанию [199] становиться невидимыми. Джинны едят, пьют, размножаются (подобно людям или вступая с ними в союзы) и умирают, хотя обычно живут по многу веков. Главное обиталище джиннов находится в горах «Каф», которые, как гласит молва, цепью опоясывают всю землю (о чем уже говорилось в конце предыдущей главы). Есть джинны мусульмане, а есть и неверные. Последних зовут еще шайтанами или демонами, и главный у них - Иблис (иначе Сатана, Дьявол). По общему мнению, разделяемому многими авторитетами, он, заодно с прочими демонами, также джинн, так как был создан из огня. Ангелы же сотворены из света и безгрешны.

Арабы страшатся всяких джиннов - и добрых и злых, а к первым они испытывают еще величайшее почтение. Проливая на землю воду либо что-то другое, арабы обычно восклицают (громко или шепотом): «Дастур!», т.е. просят прощения у всякого джинна, который случайно мог оказаться на этом месте. Делается это потому, что, как принято считать, джинны проникают в земную твердь. Равным образом они могут проникать и в твердь небесную, где у границ нижней сферы часто слушают беседы ангелов о будущем, а потому у них есть возможность помогать магам и прорицателям. По арабским поверьям, джинны обитают также в водах рек, в разрушенных домах, колодцах, банях и даже в отхожих местах. Прежде чем разжечь в печи огонь, достать воды из колодца и в прочих случаях принято говорить: «Дозволь!» или: «Дозволь, о благословенный!» Перед дверью в отхожее место такие слова предваряют молитвой к Аллаху, у которого просят защиты от злых духов. Некоторые особенно стараются не произносить имя Аллаха, переступив порог уборной, ибо считают это неподобающим. Тогда мусульмане просто говорят: «Прошу у Тебя защиты от демонов мужского и женского пола». Обычаи эти многое проясняют в одной сказке «Тысячи и одной ночи», повествующей о том, как купец убил джинна, выбросив косточку от съеденного финика. В этой, да и в других сказках из той же книги не раз описывается приближение джинна во вздымающемся столбе пыли. Арабы Египта верят, что зобаа, т.е. вихрь, высоко поднимающий и влекущий по пустыне песок и пыль (явление довольно частое в этих краях), вызывается полетом подобного существа. Они думают, что «в вихре несется джинн» 1. При виде зобаа египтяне часто произносят заклинания. Некоторые восклицают: «Чур, несчастный! Вот железо!», полагая, что джинны боятся этого металла. Другие пытаются отогнать чудовище словами: «Аллах велик!» То, что мы называем падающей звездой, арабы зовут шихаб и считают стрелой, пущенной Аллахом в злого джинна. При виде такой звезды принято восклицать: «Да поразит Аллах врага веры!» Злых джиннов нарекают ифритами; один из них упоминается в Коране: «Сказал ?Ифрит из джиннов...» (XXVII, 39). Ифриты считаются особенно могучими и всегда злонамеренными. В остальном же они не отличаются по природе от прочих [120] джиннов. Злых джиннов из числа самых сильных называют маридами.

С джиннами связано множество историй, не засвидетельствованных в Коране, а потому вызывающих сомнение у разумных мусульман, но наименее просвещенные в них верят. Все согласны, что джинны были сотворены прежде человека. Некоторые, однако, утверждают, будто до сотворения человека жили и другие существа, похожие на джиннов. По общему поверью, до Адама землю заселяли существа, отличные от нас по виду и гораздо сильнее нас. Этим народом правили один за другим сорок царей (по другим сведениям, семьдесят два), все под именем Сулеймана (или Соломона). Последнего из Сулейманов звали Ганн ибн Ганн, и некоторые полагают, что от него джинны получили свое имя, поскольку иногда джиннов тоже зовут ганнами 2. Так что многие отождествляют джиннов с тем народом, о котором только что говорилось и который жил прежде Адама. Другие же среди мусульман уверены, что джинны - особый класс существ, а преадамиты их покорили.
Про джиннов говорят, что они могут на время или навсегда принимать обличье кошек, собак и иных животных. Шейх Халиль аль-Медабиджи, один из прославленнейших улемов Египта, автор нескольких трудов в различных областях науки, скончавшийся в весьма преклонном возрасте, рассказал мне в прошлый мой приезд сюда следующую историю.
У него жил любимый черный кот, всегда проводивший ночь у края москитного полога, возле хозяйской постели. Как-то в полночь раздался стук в дверь. Кот подошел к окну, приоткрыл ставень и спросил: «Кто здесь?» Голос ответил: «Я такой-то джинн (шейху имя было незнакомо), отвори дверь». - «Замок на двери заклят именем Аллаха» 3, - ответил кот. «Тогда брось мне две лепешки», - послышался тот же голос. «Хлебная корзинка тоже заклята», - отозвался в окошко кот. «Пусть так, - сказал незнакомец, - тогда дай мне хотя бы отпить глоток воды». Узнав, что и кувшин с водой охраняется заклятием, пришелец пожаловался, что умирает от голода и жажды. Кот посоветовал ему подойти к двери соседнего дома, отправился туда сам, открыл дверь того дома и вскоре воротился. На следующее утро шейх изменил своему обычаю и вместо маленького кусочка дал коту половину фатыры, а потом сказал: «О кот, ты же знаешь мою бедность, достань мне немного золота».
Услышав эти слова, кот исчез и никогда больше не появлялся. Подобные истории кажутся нелепостью, однако я привожу их, ибо они соответствуют образу мыслей тех людей, которых я стараюсь описать. Существует поверье, будто в Каире и других египетских городах демоны по злобе или в гневе часто забираются на крыши или в окна домов и оттуда сбрасывают кирпичи во дворы и на улицы. Несколько дней назад мне рассказывали о таком происшествии, растревожившем на целую неделю обитателей одной [201] из главных улиц столицы. За это время много камней свалилось вниз, однако обошлось без убитых и раненых. Я отправился на место, где, по слухам, развлекались джинны, чтобы самому посмотреть и других расспросить, но там я узнал, что рагм (сброс камней) уже прекратился. Все были уверены в том, что камни падали из рук джиннов. Рассказывая об этом, всякий, как правило, приговаривал: «Да защитит нас Аллах от их козней!»
По этому поводу один мой арабский друг заметил, что встречал англичан, не веривших в существование джиннов, однако, заключил он, это говорит только о том, что они не видели в своей' стране публичного представления, называемого комидийа (он разумел при этом любое театральное представление). Обращаясь к соотечественнику, он призвал меня в свидетели и рассказал следующее.
«Один алжирец описывал зрелище, которое видел в Лондоне». Тут его прервали вопросом: «Это Англия находится в Лондоне или Лондон - в Англии?» Мой друг, покосившись на меня, несколько неуверенно объяснил, что Лондон - столица Англии, а затем вернулся к рассказу о спектакле. «Помещение, где давали это представление, описать толком невозможно. Оно округлой формы, на полу - множество скамеек, по стенам, одна над другой, расположены комнатки - в них сидят знатные люди. Еще там есть большое квадратное отверстие, прикрытое занавесом.
Когда помещение заполнили люди, уплатившие за доступ огромные деньги, вдруг стало темно: дело было вечером, и в зале горело множество светильников, но они почти погасли - все в одно и то же время, хотя до них никто не дотрагивался. Затем поднялся занавес. Послышался шум моря и ветра, в темноте можно было различить, как вздымались, пенились и били о берег волны. Вдруг раздался страшный удар грома; в свете молнии собравшиеся увидели бушующее море, а потом хлынул настоящий дождь. Вскоре рассвело, и стало отчетливо видно море. Появились два корабля, началось сражение, и с кораблей стреляли из пушек. Потом показали много столь же невероятных сцен. Нет сомнения, - добавил мой друг, - что нельзя совершить подобные чудеса без помощи джиннов». Никакие разумные объяснения не помогли мне разубедить его.
Во время рамадана джинны, как утверждают, находятся в заключении, и поэтому накануне праздника, следующего за рамаданом, некоторые женщины в Египте посыпают полы солью, говоря при этом: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного», чтобы таким образом, помешать джиннам проникнуть в дом.
Следует также упомянуть об отголоске древнего египетского суеверия. Считается, что каждый квартал Каира имеет своего гения-хранителя, или Агатодемона, в образе змеи.
Люди этой страны верят, что в древних гробницах и в мрачных глубинах египетских пирамид обитают ифриты. Я так и не сумел уговорить своего слугу войти со мной в Великую пирамиду: он [202] боялся ифритов. Возведение пирамид и прочих монументов древности многие египтяне приписывают Ганн ибн Ганну и его слугам - джиннам; никто не верит, что подобное величие - дело рук человеческих.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Egipet/XIX/1820-1840/Lein/text10.htm
См. ещё чудесную аварскую историю о взаимодействии мусульманских учёных с джиннами («Хазихи рисала а-джинн; в арабоязычной дагестанской литературе они образуют специальный жанр манакиб).
https://docs.google.com/document/d/17Cfub9-wpntoDOB_OrGJTn7eSNJZQNRaoC7Tedhxpck/edit

Владимир Фридман

ислам

Previous post Next post
Up