(no subject)

Jan 01, 2021 20:22

Перечитываю книгу историка Жака Эрса «Рождение капитализма в средние века». Эрс доказывает, что почти все институции капитализма зародились в XII-XV веках в северной Италии, южной Франции и отчасти Испании (которая по сути была полуколонией северо-итальянских городов-республик). В Нидерландах и позднее в Англии эти институции (банки, страховые компании, нотариат, акционерные общества, суды и т.п.) были только улучшены и дополнены.

Несколько интересных эпизодов из книги. Даже для меня было открытием дата появления первого акционерного общества в Европе. Это 1177 год под Тулузой. На реке Гарроне был построен каскад водяных мельниц, и для их строительства было сформировано «Товарищество Базакля». В нём было 96 долей (отдельная интересная тема, как в то время большинство операций было кратно 12-ти и 8-ми - до конца XV века не использовали ноль из арабских цифр, и вообще ими не пользовались, в ходу были латинские цифры).

А в 1370 году эти «юшо», каждую долю из 96-ти разрешили дробить и дальше. Что важно, общество с самого начала было анонимно, и никто, кроме нескольких человек, кто руководил финансами Товарищества, не знал имён правообладателей, ни сумм, вложенных ими. Доли можно было продавать, передавать в наследство. Товарищество регулярно платило дивиденды (обычно от 7 до 12% в год). Это первое (во всяком случае, первое документально подтверждённое) акционерное общество, на пике - владелец 60 мельниц, благополучно прожило… 7 веков, и было продано только в середине XIX века.

Ещё интересная тема - народные акционерные общества, появившиеся в начале XIV века. Типичные их операции выглядели так. Находились 3-4 нефа (корабля грузоподъёмностью 600-700 тонн), первые 30% капитала вносили несколько крупных купцов, остальные 70% - мелкие акционеры, которых в итоге могли быть сотни. Особенно популярны акции таких предприятий были у вдов (которым на что-то надо было жить после потери кормильца). Типичная торговая экспедиция этих кораблей Флоренция (Генуя, Венеция, Марсель) в крымскую Кафу, в Александрию или Брюгге приносила акционерам в среднем 20-25% на вложенный капитал. Иногда - и 30-35% (треть прибыли брали владельцы судов, остальное распределялось среди акционеров).

Причём, как пишет Эрс, эти операции были почти беспроигрышные. Он, пересмотрев тысячи документов, не нашёл за XIV-XV ни одного захвата каравана пиратами - на каждом нефе было до 40-50 бойцов с арбалетами, корабли были большие и устойчивые. За два века было лишь несколько крушений кораблей в Бискайском заливе. Но самое главное - вложения в акции были застрахованы. Первое документальное свидетельство страхования такого рода - в Палермо в 1350 году. Далее это стало для всех торговых республик нормой. Страховка стоила обычно 5% от вложенного капитала. Т.е. теоретически от вложенных денег можно было потерять только 5%, всё остальное отдала бы страховая компания. За вычетом страховки такое народное АО за один рейс давало своим вкладчикам 15-20% минимум.

Позже напишу ещё об одном интересном явлении того времени - народных акционерных обществах для частных военных компаний (ЧВК).

@tolk_tolk

средневековье

Previous post Next post
Up