(no subject)

Dec 12, 2020 06:44

Гомер описывает отнюдь не самое древнее состояние древних греков; быт и нравы и законодательство участников Троянской войны сильно отличаются от тех, что были приняты у них на родине; оторвавшиеся от патриархальных, староотеческих порядков, молодые храбрецы принялись жить в соответствии с атмосферой молодецкой вольницы.

Если же мы хотим узнать, как жили их предки, следует обратиться к Гесиоду, который, по выражению Роберта Виппера, «в известной степени возвращает нас назад, к отечественным формам быта греков». Из него мы можем узнать о жизни греков, какой она была, когда они ещё жили общинами, именовавшимися фратриями, то есть братствами; позднее фратрии объединились в полисы, но и там играли немаловажную роль. Если филы, другая административная единица полиса, перетасовывались и переименовывались деятелями как угодно, видоизменяясь, как им вздумается, то фратрии всегда оставались неизменными; «видимо, во фратриях мы встречаемся с союзом более старинным и исконным». Нестор у Гомера упоминает, что тот, кто вне фратрии (άφρήτωρ), тот вне закона (άθέμιστος); вне фратрии нет гражданской жизни, да и жизни вообще: исключённый из фратрии - это безродный пёс, которого любой может убить.

Фратрии были теократическими сообществами. Эти товарищества создавались вокруг святилищ, которые приносили им выгоду. Обычно у них оказывалась под контролем какая-либо святыня, к которой совершались паломничества: то могли быть останки героя, священная роща, чудесная пещера, изображение божества. Контроль над реликвиями был столь высокодоходным, что между святилищами регулярно случались конфликты, споры из-за останков и идолов. Вокруг храмов постепенно образовывались поселения из селившихся в округе ремесленников, работавших на храмы, крестьян, кормивших всех прочих, и т.д. Всем заправляли жрецы, власть которых была наследственной; они именовались басилеями (βασιλεύς). Титул этот впоследствии приобрёл и другие значения, так, Гомер именует «басилями» царей, собравшихся под Троей, а в Византии «басилеем», или, точнее, «василевсом» звался император. Поначалу басилей был всего лишь жрецом и судьёй; после синойкизма, то есть объединения фратрий в единый полис, в Афинах второй архонт также именовался басилеем.

https://vk.com/hellenistics

православие, античность и Древний мир

Previous post Next post
Up