Jul 31, 2020 21:19
Как выбирали новую/старую столицу Германии
В конце 1940-х гг. в процессе создания Федеративной республики возник закономерный вопрос: какой город будет столицей? С одной стороны, Берлин к тому моменту являлся общенемецкой столицей уже на протяжении 80 лет, и существовало понятное желание сохранить привычное состояние. С другой стороны, существовали и возражения.
Во-первых, чисто объективные: Берлин был оккупирован державами-победительницами, восточная часть города находилась под контролем СССР, и Западный Берлин в качестве столицы ФРГ превращался бы в анклав посреди советской территории.
Во-вторых, присутствовало и «историческое» обоснование, почему Берлину больше не стоит оставаться столицей. Сторонники этого подхода утверждали, будто «берлинский» период немецкой истории принёс одни несчастья и в итоге полностью провалился: тут и прусский милитаризм, и кайзеровская автократия, и половинчатая Ноябрьская революция, и нацисты, и две проигранные Мировые войны. Куда лучше, утверждали они, перенести столицу на Запад, подальше от реакционного Востока. Самым вероятным вариантом в таком случае являлся Франкфурт-на-Майне. В отличие от «авторитарного» Берлина у него была твёрдая демократическая репутация: здесь короновались императоры Священной Римской империи, обещавшие не посягать на региональные вольности, а в 1848/49 гг. здесь заседал первый общенемецкий демократический парламент, который неудачно пытался создать единую либеральную Германскую империю.
Однако вопрос о столице всё равно оставался слишком чувствительным, особенно на фоне того, что ФРГ не признавала ГДР и считала восточные территории своими по праву. По этой причине сама «Конституция» ФРГ называлась не «Конституцией», а только «Основным законом», мол полноценную Конституцию собирались принять только после полного воссоединения страны (занятно, что страна в итоге воссоединилась, а Основной закон так и остался). То же самое и со столицей: дебаты в конце 1940-х гг. проходили формально не о «столице» («Hauptstadt»), а о «месте пребывания правительства» («Regierungssitz»), что опять же подчёркивало временный характер решения.
Главным конкурентом Франкфурта стал средненький по населению Бонн. Главным достоинством Бонна было то, что из-за своих не самых выдающихся размеров, его, в отличие от мегаполисов, не превратили в труху союзные бомбардировки, в силу чего в городе оставалось значительное количество относительно целых зданий, где можно было разместить депутатов и чиновников. За Бонн вписались и многочисленные завистники Франкфурта: после предполагаемого объединения всей Германии самодостаточный Франкфурт мог столичный статус и не отдать, а вот средненький провинциальный Бонн с Берлином уже никак тягаться не мог. Ну и, наконец, немаловажным обстоятельством было то, что здесь жил Конрад Аденауэр - президент Парламентского совета (так назывался предпарламент трёх оккупационных зон перед объединением в ФРГ), и 73-летнему человеку было удобно добираться от дома до работы.
Одно время кандидатами в «столицы» числились ещё Кассель и Штутгарт, но первый был слишком разрушен, и к тому же находился слишком близко к Советской зоне, а второй обанкротился. В итоге Бонн победил на выборах «места пребывания правительства» сначала в мае 1949 г., когда голосовал Парламентский совет, а затем в ноябре того же года, когда голосовал уже первый бундестаг. Впрочем, вскоре журнал Der Spiegel раскопал некрасивую историю, что ряд депутатов, голосовавших за Бонн, просто подкупили.
Берлин вновь стал столицей объединенного немецкого государства в 1990 г. Однако в 1991 г. он едва-едва стал «местом пребывания правительства и бундестага», опередив Бонн при парламентском голосовании лишь на 18 голосов. Окончательный переезд состоялся в 1999 г. За потерю столичного статуса Бонну выплатили солидную денежную компенсацию, кроме того, здесь всё равно остались главные офисы 6 федеральных министерств и запасные офисы всех остальных федеральных органов исполнительной власти.
@stahlhelm18
после войны,
ГДР,
Германия