Понятие «насилия» в марксизме. Характерно, что современные либеральные демократии в большинстве своем негодуют по поводу теорий, утверждающих, что общественный строй можно сменить путем насильственного захвата политической власти. Однако теория политической революции пришла отнюдь не из социалистических учений; этой идеей руководствовалась западная буржуазия на протяжении последних трех столетий. Ведь современные западные демократии - это наследницы Великой английской, французской и американской буржуазных революций.
Русская революция февраля 1917 г. и немецкая революция 1918 г. в свое время горячо приветствовались Западом, несмотря на то что, они свершались с применением насилия. Чего уж говорить, правительства западных демократий сами не гнушаются применять насилие против своих политических противников как внутри своей страны, так и за рубежом. Так что возмущение современного Запада против применения насилия явно зависит от того, кто применяет силу и против кого её направляет. Само собой понятно, что любая война основана на насилии, любое государство, даже самое демократическое опирается на легальное насилие. Негодование против любого применения насилия можно оправдать только с пацифистской точки зрения, полагая, что оно аморально и недопустимо ни при каких обстоятельствах. «Маркс видел, что никакая политическая сила не может вызвать к жизни ничего принципиально нового, если только это новое не вызрело в недрах общественного и политического развития данного общества. Следовательно, насилие (если оно вообще необходимо) играет роль, так сказать, последнего толчка в развитии, которое в основном уже состоялось само собой. В связи с этим он называет насилие повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым.
Большой заслугой Маркса, которую он признавал за собой сам, было как раз то, что он перешагнул через традиционные буржуазные воззрения и не верил в творческую потенцию насилия, отказавшись от мысли, будто политическое насилие само по себе может обеспечить новый социальный строй. Потому насилие с точки зрения Маркса играло в высшей степени временную роль, а вовсе не роль элемента, непременно и постоянно задействованного при переустройстве общества». Вновь настоятельно рекомендую вам ознакомиться с «Марксовой концепцией человека» Эриха Фромма, откуда и взяты данные цитаты:
https://scepsis.net/library/id_642.html @leftyparty